В партию — со студенческой скамьи
Но вернемся в далекое безоблачное детство Пальмиро. Учился он очень неплохо, во всяком случае, после окончания лицея без труда поступил в Туринский университет на факультет права, но учеба едва не прервалась: разразилась Первая мировая война. Впрочем, студента Тольятти в армию решили не призывать, дав возможность закончить университет. А парень тем временем нахватался революционных идей и в том же 1914 году вступил в итальянскую социалистическую партию, став верным соратником Антонио Грамши.
После окончания университета у Пальмиро уже не было отсрочки от армии, и он попал на фронт, где года два успешно избегал не только гибели, но даже ранения. А потом ему все же не повезло, он был ранен. Характер ранения не позволял продолжить службу, и Пальмиро комиссовали.
Бывший фронтовик поступил на философский факультет альма-матер и тут опять попал под влияние социалистов. А поскольку в России уже победила Великая Октябрьская социалистическая революция, ставшая мощным раздражителем для коммунистов других стран, Пальмиро охотно начал изучать труды Ленина, Маркса и Энгельса.
Прощание с родиной
Но главной целью всей своей деятельности Тольятти видел объединение всех здравомыслящих сил с тем, чтобы поддержать Советскую власть, а заодно добиться если не свержения буржуазного строя в своей стране, то хотя бы улучшения жизни рабочего класса. Подпольные организации социалистов в Турине росли, как грибы после дождя.
Определенную роль в судьбе Тольятти сыграло его личное знакомство с будущим диктатором Италии Бенито Муссолини, с которым они были знакомы по революционной работе. Каждый из них прекрасно знал, кто и чего стоит, и поэтому нет ничего удивительного в том, что сразу после прихода к власти Муссолини Тольятти решил эмигрировать. Его беда в том, что он долго собирался, а потому полиция его сцапала. Но это был не Советский Союз образца 1937 года. Продержав пламенного революционера в тюрьме 8 месяцев, его выпустили на свободу.
И все же в Италии образца дуче Пальмиро чувствовал себя, как человек, на шее которого застегнули воротник на два размера меньше. Душно было, а потому после ареста Антонио Грамши Тольятти все же решился на переезд. И первым делом направился, естественно, в Москву, где ему сразу нашли местечко представителя коммунистической партии Италии (членом ЦК которой он стал незадолго до эмиграции) в Коминтерне.
Но и в советской столице он долго не задержался. Москва ему нравилась куда меньше, чем Париж, так что вскоре он рванул на берега Сены. С другой стороны, отсюда было легче выезжать в остальные европейские страны, в Швейцарию, Бельгию, Голландию, где Тольятти по крупицам собирал тех, кто готов был выступить против фашистского режима в стране.
Пальмиро не чурался никакой работы. И когда в Испании вспыхнула гражданская война, он оказался в Мадриде. И проявил там такую активность, что его стали считать одной из самых знаковых фигур коммунистического движения. И как ответ французских властей на возросшую популярность — очередной арест, на этот раз уже в Париже, куда он вернулся после поражения прогрессивных сил Испании. Как только его освободили, Тольятти тут же приехал в Москву, где безвыездно провел четыре года — с января 1940 по март 1944-го.
Дольше усидеть не мог — в Италии уже хозяйничают американские войска, и чем дальше, тем меньше шансов поучаствовать в создании нового правительства.
Министр без портфеля и с ним…
Впрочем, на родине царила полная неразбериха. Достаточно сказать, что за три года — с 1944 по 1946-й — сменилось сразу четыре правительства: П. Бадольо, И. Бономи, Ф. Парри и А. Де Гаспери. Начинал Тольятти в качестве министра без портфеля, но потом с каждый разом занимал более высокую ступень, дойдя до заместителя премьер-министра.
Под его руководством компартия Италии стала самой крупной партией в стране и самой большой неправящей коммунистической партией в Европе. КПИ была у власти во многих муниципалитетах и обладала большим влиянием в обществе. Растущая популярность коммунистического лидера была как кость в горле для буржуазных националистов. В 1948 году на Тольятти было совершено покушение, едва не стоившее ему жизни, он был тяжело ранен.
Почему же его так любили в СССР? Дело в том, что он всегда олицетворял для советских руководителей надежду на то, что коммунизм можно «экспортировать» даже в такие традиционно капиталистические страны. Казалось, еще чуть-чуть, стоит немного «дожать», и Италию можно будет считать принадлежащей к социалистическому лагерю. И в том, что этого не произошло, вины самого Пальмиро Тольятти абсолютно не было. Он и так прыгнул выше головы. Хотя в Москве и горько сожалели, что своих «балтийских матросов и красных латышских стрелков» на «итальянском сапоге» не оказалось.
В августе 1964 года Пальмиро Тольятти отправился на отдых в Крым. И тут случился сердечный приступ. Врачи оказались бессильны, 21 августа генерального секретаря КПИ Пальмиро Тольятти не стало.
А в день его похорон, 27 августа, в далеком от Рима городке Ставрополь-на-Волге, где и был построен «АвтоВАЗ», прошли траурные митинги, в ходе которых неутешные жители обратились с просьбой к родной коммунистической партии посодействовать тому, чтобы городу присвоили имя пламенного итальянского революционера.
Ныне в Тольятти, некогда маленьком городке, проживает 705 тысяч человек. И это лучший памятник Пальмиро…
Да будет известно уважаемым журналистам, авторам этого опуса, что город Ставрополь на Волге переименован в Тольятти в 1964 году, а решение о строительсте ВАЗа было принято ЦК КПСС в 1967 году. Начало проектных работ в 1968, а строительство 1969 год. То есть решение о строительстве завода через три года после переименования города. Это значит, что Пальмиро никак не мог участвовать в "подтолкнул" строительства во первых, а во вторых автозавод начали строить уже в городе Тольятти, а не в Ставрополе.
Зачем врать то? Непонятно.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Сафонов Лексей, спасибо, убрали абзац целиком. Вполне возможно, что переговоры велись еще при жизни Тольятти, но строительство автозавода не было "помощью Тольятти советской экономике", наоборот - покупая право на использование Фиата-124, СССР помог Италии.
0 Ответить
Марианна Власова,
П. Тоглиатти(Тольятти или как там ещё - неважно) никогда не знал про проект автозавода в СССР и тем более не мог принимать участие в содействии. Факт строительства автозавода именно в Тольятти - случайность, с точки зрения политики.
На первом этапе рассматривалось 112 площадок вероятного строительства. Затем после первого отбора осталось 39. В конце концов после тщательного отсева определились шесть основных претендентов: Горьковская площадка(как одна из столиц советского автомобилестроения с готовым кадровым резервом), Вологодско-Ярославская (её кстати, поддерживал А.Н.Косыгин, которого беспокоил индустриальный провинциализм северо-западных областей России), Саратовская (Саратов-Балаково), Украинская площадка у г.Бровары, Белорусская (Минск-Гомель) и , наконец, Тольяттинская. Одним из решающих аргументов за Тольятти был в том числе, кроме наличия удобных транспортных путей, водных ресурсов и дешёвой электроэнергии - мощная строительная организация Куйбышегидрострой, которая завершила строительство Волжской ГЭС.
Это значит, что решение было техническим, а не политическим. История не терпит домыслов. Из-за искажения истории случаются страшные вещи...
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Сафонов Лексей, я говорю не о факте строительства завода именно в Тольятти, а о сотрудничестве с итальянским автопромом.
0 Ответить
Марианна Власова - Вы не правы. Сотрудничество было взаимовыгодным. Промышленность СССР получила огромный толчок. Металлургическая промышленность тогда не могла выдать высокоуглеродистый прокат(вплоть до середины 80-х прокат закупался за рубежом). Химическая промышленность - коагуляторы, краски евроуровня. Со временем научились - закупили технологии, оборудование.(сейчас правда опять приходится закупать в ЕС химию - наша промышленность опять в аутсайдерах) Огромная номенклатура изделий никогда до этого не выпускалась в СССР: полиматериалы,блескообразующие добавки, оргтехоснастка для ремонта, горелки для аргонодуговой сварки, формовочные материалы, бетонит (евроуровня) , термостойкие ткани, противошумные материалы, да много чего... Резину то для шин и то пришлось закупать почти пять лет, пока у нас не научились делать что-то похожее. На вазе была внедрена новая система экономического стимулирования. Возврат вложенных средств произошёл за 5 лет после пуска завода на полную мощность.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Очень интересно! Я знала, что название городу дала фамилия итальянского коммуниста, но Вы, Юрий, дали исчерпывающий ответ.
Что касается пунктаации, то запятая не нужна между "коммунистической партии" и "посодействовать".
"...неутешные жители обратились с просьбой к родной коммунистической партии, посодействовать тому, чтобы городу присвоили имя пламенного итальянского революционера".
И все равно моя 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Ириша!
Поправить я уже ничего не смогу, но за внимание к статье спасибо.
жду не дождусь, когда сам смогу оценить Ваше творчество...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ох, я и сама жду этого, но все времени не хватает Хотя сюжетов для статей в голове крутится много... Вот сдам кандидатский по специальности, попобую дебютировать на "ШЖ"!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Удачи в сдачи кандидатского, я в Вас верю! Если что-то не будет получаться, обращайтесь, наколдуем...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, интересно, любопытно, занимально и поучительно. +5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Забавная история.
Потому что "его так любили в СССР"...
Оценка статьи: 5
0 Ответить