Диего любил сравнивать женщин с белоснежными каллами — стройными, ароматными, дышащими свежестью солнечного утра. Обожание этого цветка он выплескивал на свои полотна. Громадными букетами белых калл он подчеркивал смуглость темпераментных мексиканок и изысканную красоту томных светских красавиц. На его полотнах другие цветы появлялись редко, но каллы всегда в изобилии, женщины буквально утопают в их громадных белых бутонах.
Диего Ривера родился 8 декабря 1886 года на северо-западе Мексики в небольшом городке Гуанахуато. C десяти лет начал учиться живописи, удивляя педагогов недетским отношением к творчеству и несомненным талантом. В начале ХХ века, получив от Академии художеств в Мехико стипендию, Диего уехал продолжать образование в Европу.
Европу начала прошлого века было трудно удивить талантами, но Ривера ворвался в искусство стремительно и бурно, окунувшись в живопись как в очередной любовный роман. Но этот роман был для него исключительным, так как длился всю жизнь. В Европе он постигал не только премудрости живописи, но и искусство обворожения женщин. Друзья, а среди них были художники Пикассо, Рейес, Модильяни, писатель Эренбург, террорист Савинков, дали темпераментному мексиканцу прозвище «людоед», намекая на его умение буквально поглощать женщин, причем не легкомысленных простушек, а светских див, состоявшихся в жизни и создавших себе имя собственными талантами. Это и самобытная художница Мария Воробьева-Стебельская, и звезда экрана Мария Феликс, и много других. При этом он умудрялся параллельно жениться на не менее известных женщинах, а на прославленной мексиканской художнице Фриде Кало даже дважды.
Кстати, при такой любви к женщинам в его творчестве очень мало «откровенных» картин, сегодня такие называют странным словом «ню». Одна подобная работа под названием «In Vinum veritas» стала достоянием публики только в 2003 году, когда скончалась светская красавица Люси Кокрэн, изображенная на картине в далекой молодости. До этого, выполняя данное Люси обещание, коллекционер, приобретший полотно за 1,5 миллиона долларов, никому его не показывал. Мои попытки найти репродукцию этой картины в Интернете успехом не увенчались, хотя известно, что теперь она экспонируется в музее в Майами-Бич.
Но главным в жизни художника все-таки были не женщины, а творчество. Он успел поработать в различных стилях, в молодости даже «баловался» кубизмом. В начале 20-х годов прошлого столетия включился в государственную программу по украшению фресками общественных зданий в Мексике, создав собственный стиль монументальной живописи. В этот период он вступил в компартию, считая, что своим искусством напрямую обращается к народу. По большому счету так и было, в своих фресках он изображал народный быт, тяжелый труд простых людей, борьбу мексиканцев за независимость.
Как художника-коммуниста его в 1927 году пригласили приехать в Советский Союз. Но и здесь Ривера оказался в центре крупного скандала, поддержав Союз бывших иконописцев и даже подписав манифест одной из групп художников-троцкистов. Естественно, что власть попыталась побыстрее отправить «неудобного» художника из страны. В конце 1955 года художник снова приехал в СССР, в этот раз его визит прошел без эксцессов.
К началу 30-х годов художник уже имел международное признание, и вскоре его пригласили в США расписывать общественные здания. В 1931 году в нью-йоркском Музее современного искусства состоялась его крупная персональная выставка. Особой популярностью у американцев пользовались пейзажи, портреты и картины, посвященные быту индейцев. С этого времени выставки Риверы стали проходить часто, неизменно вызывая большой интерес публики. Так уж сложилось, что значительное количество работ художника-коммуниста оказалось в музеях и частных коллекциях в США. Богатых любителей живописи мало интересовали идеологические предпочтения Риверы, они видели в нем только талантливого живописца.
Работоспособность художника была поразительной. Он на все находил время — и на творчество, и на общественную работу, и на педагогическую деятельность. Ривера серьезно занимался подготовкой национальных художников, будучи деканом Мексиканской школы живописи. Говорят, что в отношении студенток он вел себя вполне благопристойно.
Художник Диего Ривера скончался 25 ноября 1957 года в Мехико. Творческое наследие выдающегося мастера громадно, это живописные полотна, рисунки и масштабные фрески, украшающие здания в нескольких странах. Интерес к его творчеству не угасает, в музеях перед его картинами всегда многолюдно. Среди других работ живописца неизменный интерес зрителей вызывают полотна с неестественно большими белоснежными каллами, которые всегда так обожал художник.
Владимир Рогоза. Всё же, вот ссылка на репродукцию картины http://www.jornada.unam.mx/2005/01/04/05010401.pdf. На мой взгляд, она не из самых удачных работ Риверы.
0 Ответить
Дэуани Атипичная, большое спасибо. Было любопытно посмотреть. Вы правы, работа - явно не шедевр.
0 Ответить
Спасибо, коллеги.
0 Ответить
Я тоже попробовала найти "In Vinum veritas" - но безуспешно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, очень интересная статья! Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Смотрела фильм "Фрида" о мексиканской художнице Фриде Кало. Она была подругой жизни Диего Риверы. В фильме Фриду играет Сальма Хайек. Играет? Она и есть та самая Фрида! Однако образ Диего Риверы в фильме как-то вторичен. Хотелось бы, чтоб на экране он был воплощен во всей мощи и красоте своего таланта.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, какая красивая статья. А картины? Чудо.5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Владимир за интересный текст! Получилось очень красиво.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да вот, иной коммунист и при капитализме неплохо устроится, а в Советском Союзе некоторым людям искусства тоже многое прощалось. Мне бы так...
Оценка статьи: 5
0 Ответить