• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Михаил Груздев Грандмастер

Что означает имя 44-го президента США Барака Обамы?

«Я — первый черный президент США, которого зовут Барак Хусейн Обама».

44-й американский Президент Барак Обама (Barack Hussein Obama) необычен всем и во всём. Элегантный, амбициозный, молодой, темнокожий, технолюб и… Барак!

Ну, то, что темнокожий американец рано или поздно займет место в главном кресле Белого Дома, американцы ждали давно и даже не сомневались в этом. Достаточно посмотреть американские фантастические боевики последних двух десятилетий. Почти в каждом была и такая фантастика — темнокожий президент. Сегодня эта «фантастика» — уже самая обыденная реальность.

Молодость в самой свободной и демократической стране мира — тоже не помеха серьезным делам. Согласно статистике, всё больше и больше школьников и студентов зарабатывает гораздо больше своих родителей. Взять хотя бы основателя (не поднимается рука назвать 25-летнего парня отцом-основателем) социальной сети «Facebook». Путь из бедного студента в клуб миллиардеров занял чуть больше шести лет… Америка! А сколько еще не настолько известных личностей трудится на ниве американского народного хозяйства! В общем, ничего необычного.

«Технологичность» новой администрации США тоже неудивительна, любовь к своему смартфону уже не считается угрозой национальной безопасности, а на теряемые ноутбуки с военными секретами уже никто уже не обращает внимания, кроме американских же спецслужб.

Элегантность, умение подать себя и одеться… ну, положение обязывает. Публичная личность — приемы, тусовки, саммиты… Тоже ничего необычного.

А вот имя… Почему не Смит, не Джон или, скажем, Майкл. Почему темнокожий сенатор с таким необычным и непривычным американскому слуху именем вдруг (или не вдруг) стал президентом? Что за мистика?

И вообще, что означает имя 44-го (цифры тоже необычные) президента самой могущественной в мире страны? Давайте сначала выясним, откуда родом его предки.

«Я христианин. Мой отец приехал из Кении, мое детство прошло в Индонезии», — так говорил о себе Барак Обама на Каирской встрече 4 июня 2009 года.

Культура Кении, откуда родом предки нынешнего американского Президента, сохранила… очень далекие отзвуки суфийской философии. Да и сам американский президент любит иногда «козырнуть» своей принадлежностью к «иной культуре».

Так вот, понятие «барака» в суфийской философии дословно означает «божественная благодать». Именно так называют в Кении детей, чтобы они были под покровительством… ну, вы сами понимаете, кого… Чтобы и жизнь у них сложилась, и удача не прошла бы стороной. Вот она и не проходит.

Отец Президента — кенийский студент, пасший на родине овец и… усердно учившийся. «Благодаря тяжелому труду и настойчивости, мой отец получил стипендию для обучения в волшебном месте — в Америке, которая была маяком свободы и больших возможностей для многих из тех, кто приехал сюда раньше» (Барак Обама).

Мать — кандидат наук в области антропологии. Работала антропологом в Индонезии и на Гавайях, где и родила Барака. Корни: ирландские, английские, шотландские и французские. Родилась в городе Вичита, Канзас.

Дома Барака никогда не звали Барак, семья и друзья зовут его на американский манер — Берри. Джорж Буш приходится ему дальней родней.

Сын бывшего бедного кенийского студента, которому «невероятно повезло учиться в Гарварде», и американской ученого-антрополога первые 10 лет просто не видел своего отца. Когда Бараку Обаме было шесть лет, его мать вышла замуж за индонезийца, и новая семья переехала в столицу Индонезии Джакарту. Вот, казалось бы, и кончилась… американская мечта.

А вот и нет! Барак возвращается в Америку и, живя у дедушки с бабушкой на Гавайях, заканчивает американскую школу и поступает в Колумбийский университет.

Вышел Барак в самостоятельную жизнь… организатором африканских церквей в беднейших районах Чикаго, далее… он — первый чернокожий президент… нет, пока ещё не Америки, а престижнейшего издания «Гарвард лав ревью» (Harvard Law Review).

Всего за четыре года он сумел преодолеть дистанцию от простого сенатора (избран в 2004 году) до президента (избран в 2008 году), несмотря на молодость, темнокожесть, имя Барак и другие «недостатки политического имиджа». Кстати, говорят, на иврите слово «барак» означает «молния».

А время для президентства нынче ох, какое нелегкое, наисложнейшее! Но, похоже, «благодатному президенту» всё нипочём.

«США могут пойти по пути General Motors, если система не будет реформирована», — заявил американский президент Барак Обама (вот уже и самая крупная автомобильная фирма в мире — «Дженерал моторс», главный оплот промышленной Америки, — исключена из списка SNP-500, главного экономического американского индикатора), но, согласно соцопросам, американцы всё так же не теряют оптимизма.

Значит, продолжают верить, что стакан всегда наполовину полон, сколько бы ни было там воды. И люди старшего поколения, и совсем «зеленая» молодежь. Ещё бы… Ведь даже сын бедного эмигранта из Кении может в Америке стать президентом, практически властелином мира.

И Обама всё больше оправдывает ожидания… И не только внутри страны.

Вот уже жмет руку Уго Чавесу, самому известному борцу с американским империализмом. На этой же встрече Обама выражает желание помириться с Кубой, раньше все американские президенты боялись такое даже произнести.

Заявлением «Я люблю эту страну», приветствуя своей белозубой улыбкой восторженные толпы канадцев, Барак Обама смог снова зажечь любовь в сердцах граждан Канады, всегда недолюбливавших южных соседей.

На каирской встрече Обама «помирил Америку с исламским миром», как писали потом многие газеты.

И даже — о ужас! — произнес: «Иран должен иметь доступ к мирному атому», — за что на Обаму не нападал только самый ленивый. Однако эти слова Президента навсегда раскололи до этого практически монолитно враждебное Америке иранское общество на сторонников и противников Ахмадинежада. И, хотя последний и выиграл (с очень большим трудом) последние выборы, самая козырная политическая карта была выбита из рук иранского политического лидера.

Возможно, кто-то возразит мне: «Он чужой среди белых и не совсем свой среди афроамериканцев. Очень богатые сделали «ход конем», уж очень хотелось американцам (в том числе и афроамериканцам) черного президента. Их, скорее всего, ждет разочарование. Ну, а белые при первых неудачах вспомнят, что Обама всё-таки «черный». Соглашусь с этим на 100%!

Но, понимая это, Обама в такое тяжелое время, тем не менее, берет на себя ответственность. И какую ответственность! Я просто поражаюсь мужеству и целеустремленности этого человека.

«Люди, ощущающие свое призвание, — самая мощная сила на Земле» (Бьорнстерн Бьорнсон, норвежский писатель).

«Боже, храни Америку…» — поется в ее гимне. Американцы теперь долго могут не беспокоиться, судьба страны в очень надежных руках Президента, чьё имя переводится как «божественная благодать». Хочется думать, что Америка теперь уже никогда не станет такой, как была до него.

Да и мир, я думаю, тоже станет лучше. Хоть чуть-чуть.

Статья опубликована в выпуске 28.09.2009
Обновлено 8.04.2021

Комментарии (39):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Михаил Груздев Михаил Груздев Грандмастер 2 сентября 2010 в 23:14 отредактирован 2 сентября 2010 в 23:15 Сообщить модератору

    Кстати, ещё один маленький штрих к портрету Президента Обамы. 21 августа 2010 г. он обратился напрямую к народу, поскольку закон о противодействии тайным обществам, которые манипулируют общественным мнением был заблокирован членами республиканской партии ещё до голосования.
    Ну и что в этом такого... А то, что последний раз этот вопрос поднимал Президент Кеннеди и кончилось это двумя пулями в его голове. Теперь американские политические аналитики прогнозируют, сколько осталось жить самому Обаме...
    Но он сделал это!

  • Поздравляю Барака Обаму с получением Нобелевской премии мира

    Ну, что я говорил?

    Вот и Нобелевский комитет меня услышал

    "...Нобелевский комитет объявил о решении присудить Премию мира 44-му президенту США за "чрезвычайные усилия в укреплении международной дипломатии и сотрудничества между нациями". В комментарии к решению представители комитета отметили усилия Б.Обамы в стремлении к миру без ядерного оружия, а также его вовлеченность в проблему борьбы с глобальным потеплением и стремление включить в решение мировых проблем большее количество стран и мнений."
    Источник: http://www.rbc.ua/rus/newsline/2009/10/09/597634.shtml

  • Позитив на высоте!!! Так держать

    Оценка статьи: 5

  • Михаил Груздев, суфизм никак не может быть протоучением иудаизма, христианста и ислама! Возможно Вы частично опирались на точку зрения Идрис-шаха (1924-1996), но и он не утверждал подобного. Суфизм является эзотерическим течением ислама, секулярной формой духовности. О суфизме заговорили лишь в 661-750 гг н.э. И ещё один момент, который вводит читателя в заблуждение. Soerto стало фамилией его матери вследствие второго брака, и это уже побочное повествование. Её фамилия - Dunham.

    Оценка статьи: 2

    • alfia lambert, спасибо огромное. Сейчас проверю.

      • Михаил Груздев, Я перечитала статью во второй раз и хотела бы спокойнее прокомменировать некоторые моменты. В частности, создается впечатление, что отец Барака уехал учиться в Гарвард после рождения сына. На самом деле он уже имел диплом Гарварде и ходил на курсы русского языка, когда познакомился с Энн, сделал ребенка, затем женился, увез семью в Кению и долго работал премьер-министром страны. Слово "барак" не является термином суфийской философии, а лишь словом арабского языка. Может быть Вы исправите "губернатор" на "сенатор". Это две большие разницы! Он заседал в Конгрессе, а не возглавлял администрацию штата. Отдельного рассуждения стоят сами выборы. Поверьте, в его победу хотелось верить, но до последнего момента в ней многие сомневались, особенно осенью, когда появилась Сара Пейлин. Кажется было 53% против 47%, что не назовешь убедительным перевесом. До сих пор республиканцы не могут смириться с его победой! Так называемые "birthers" продолжают доказывать, что он не имеет права руководить страной, хотя Мак-Кеин родился в Панаме, а Обама в штате США, бойкотируют все что-только можно и нельзя, например, часть школ отказалась транслировать его обращение по случаю нового учебного года. Во времена Буша это назвали бы непатриотичным. С моей точки зрения в стране идет холодная гражданская война и, к сожалению, она становится жарче. Очень тревожно.

        Оценка статьи: 2

        • Не соглашусь, коллега: выборы были решены уже тогда, когда наш сенатор выставил свою кандидатуру. Появление карикатурной Пейлин никак не повлияло на заранее проигранные республиканцами выборы. Мне приходилось немножко волентёрить в офисе Дженис Чаковской на Бродвее угол Холливуда (вот сейчас опять гонимся с кампанией медреформы) - там агитационная позиция был акцентирована абсолютно четко: бить не на распрекрасного кандидата, а на преступления уходящего Жорика Буша-республиканца. Так что штат был уже созрелым - оставалось только дерево потрясти. И до гражданской войны нам далеко. Надеюсь вы не слушаете Сережино радио народная волна на 12:40? Там наговорят! Караван наш идет уверенно. Хотя это не Обама выиграл, а республиканцы проиграли. С этим я согласна.

          Оценка статьи: 5

          • Лаура Ли, я жила в Wheaton, пригороде Чикаго, около 25 миль на запад по 290 трассе и сужу по тому, что делалось там. На весь город было 7, от силы 10, воткнутых в землю плакатов с именами Обамы-Байдена. Все остальные дворы (сотни и сотни)украшали плакаты за МакКейна-Пейлин. На нашей улице, которая была в центре города (ему 150 лет) и даже называлась проспектом, не было ни одного плаката за Обаму. Мои соседи, милые во всех отношениях люди, разного возраста, образованные, в основном преподаватели колледжа (его территория начиналась через 3 дома от нас) были как один за республиканцев. Такая же ситуация была в Глен Иллен, Дауназ Гроув и прочих близлежащих населенных пунктах. В июле ездила с мужем в Даллас и видела то же самое! Ни мужу, ни мне не хватило духу заявить о нашей политической платформе, потому что не хотели портить отношения с соседями (каюсь, шкурный интерес - они присматривают за домом во время наших поездок), особенно после статей в Чикаго Трибюн о том, как знакомые ссорились на этой почве. Мы очень нервничали за исход выборов! Мы оба, в некоторой степени, жертвы политики Буша-младшего. Мой муж англичанин и прекрасно помнит террористические акты ИРА, подпитываемые американскими долларами. Я знаю из газет, что американцы взлелеяли Усаму Бен Ладена во время советско-афганской войны. После 9/11 мы жили в основном в Англии и Казахстане и ездили в другие страны по паспортам своих стран. У нас личные претензии к ястребам. Вернулись в надежде, что страна осознает степень урона, наносимого республиканской политикой, но увы...

            Оценка статьи: 2

            • alfia lambert, все пойдет путем - дайте время. Сейчас еще года не прошло. Вот Медведев тоже сидит как тень отца Гамлета за путинской спиной отодвинутый, как микрофон на заднике сцены, - что можно сделать за годик? (Стоит там карлик смешной, болтает чего-то, а потом деловой Вован приходит в кадр и все распальцовывает). С нашей системой говорильни и с текстами в 200-300 страниц? Сенаторы - из того же мяса: кто это все будет вычитывать...Я живу в Линкольн Парке - это особо политизированная эрия - либерально-интеллектуальная часть города, крайне ультралевая, отчаянная в моментах импичмента. Нам (нашей коммьюнити) не дали выбора - вот вам Обама. Я бы Гора захотела, но его погасили и не в традициях проигравшего вице снова выставляться. Еще ни одного Президента США я не жалела чисто по-матерински, как этого пацана. Он - дважды изгой. А вот шляпу снимаю, если он даже ничего и не сделает (да кто ему даст?!) - но как стоечку держит!

              Оценка статьи: 5

              • alfia lambert Читатель 1 октября 2009 в 06:06 отредактирован 2 октября 2009 в 06:13 Сообщить модератору

                Дай Бог Обаме здоровья и куража выполнить намеченное! Сбегала в Барнс и Ноббл уточнить про отца Барака (Михаил, ау-у! Если не потеряли интерес, то вышлю уточненные данные. Марианна написала мне, что не особо важны подробности о его родителях, вот я и не засоряю информационное пространство). Там наткнулась на достаточно надежные статистические данные о выборах (How Barack Obama Won/ A State-by-State Guide to Historic 2008 Presidential Election. Chuck Todd (Political Director of NBC News), Sheldon Gawiser, Elections Director, Random Inc., NY, 2009). На стр.36 была таблица о голосовании в пригородах (50% за Обаму против 48% за МакКейна) и глубинке (45% за Обаму и 53% за Маккейна). И такой расклад очень чувствовался! Очень! А нервничаю из-за того, что Павел Глоба дней 10 назад предрек покушение на него в 2011. Верю! К сожалению.

                Оценка статьи: 2

        • alfia lambert, губернатора на сенатора исправили, это описка, видимо. Но в английской Википедии читаем:
          His parents separated when he was two years old and they divorced in 1964.[8] Obama's father returned to Kenya and saw his son only once more before dying in an automobile accident in 1982.[10]
          По сноскам можете пройтись сами и сравнить со своими источниками. Информация статьи - из русской Википедии, где тоже множество источников указано и говорится, что следующую жену Обама-старший встретил в Гарварде. И в любом случае, сына-президента он родил в 1961, а дальше:
          He graduated from the University of Hawaii in June 1962 (and was elected to Phi Beta Kappa[22]), leaving shortly thereafter to travel to Cambridge, Massachusetts, where he would begin graduate study at Harvard University in the fall.[21] - это уже из статьи об Обаме-старшем.
          По поводу значения "просто слова" - Вы изучаете суфийскую философию настолько глубоко, чтобы утверждать, что в ней нет какого-то понятия?
          Фразу о восхождении уберу.

          • Оп! забыла написать сразу. Весь сыр-бор и был то из-за восхождения. Спасибо, что убираете. Если бы в тексте идея о взаимосвязи мировых религий с суфизмом начиналась вводной фразой "мне кажется..." или "по моему мнению...", то я спокойно дочитала бы статью, пожала плечами, ешё раз удивилась разнообразию мира и разбросу мнений. Меня задела категоричность фразы и я сразу же полезла в бутылку. Убеждена, что авторы должны ответственнее относиться к тому, как пишут и что пишут.
            Об отце Барака Обамы никогда специально не думала и написала о том, что читала раньше. Возможно, что-то перепутала в цепочке развития событий. Сбегаю в Noble&Barrns, надеюсь его книги до сих пор продаются, почитаю и доложусь!

            Оценка статьи: 2

            • alfia lambert, не особо важны подробности про родителей Обамы, тем более что, похоже, еще до выборов ему биографию начали тщательно чистить от ненужного...
              То, что Вы говорите про слова, подтверждает не Вашу точку зрения. Если существует имя Вера, то это не значит, что вера - просто слово.
              Конечно, авторам просто следует тщательно работать с информацией и отвечать за свой текст - и тогда не будет нужды писать "мне кажется". Теорий и размышлений у нас вообще не публикуется.

              • Марианна Власова, не валите в кучу перевод имени и связь религий с суфизмом. Я написала, что мою точку зрения подтверждает цитата, приведенная Вами, а именно " изначально суфизм... ". Что касается "вера"и т.п., то это абстрактное существительное,ед.ч., ж.род, которое может использоваться для наречения. Ничего более глубокого и сложного я не имела ввиду, поэтому и привела в качестве ономастического примера.

                Оценка статьи: 2

          • Марианна Власова, я изучала арабский и владею им на уровне чтения и немного письма. Поэтому и написала, что "барак" является обычным словом. В русском есть такие имена как Вера, Надежда, Любовь, из подобной категории арабские имена Барак (благословенный), Хабиба (дорогая, любимая), Саид (везунчик, удачливый) и целый ряд других.
            Что касается суфизма, то у моего отца был выраженный интерес к этой теме. Он помнил рассказы своей бабушки о вхождении взрослыми в религиозный экстаз посредством обрядового кружения. Их преследовали в дореволюционные времена, а позднее стало ещё хуже. Во времена Сталина, по доносу, вырезали почти всех родственников по отцовской линии.

            Оценка статьи: 2

    • alfia lambert, энциклопедия: "Исходно суфизм представлял собой специфическое течение подвижничества в рамках классического ислама, развитое на основе местной традиции захидов, генетически восходящей к манихейству, гностицизму, зороастризму и включающее в себя элементы византийской и халдейской магии". То есть суфийская философия, которая так еще не называлась, примкнула к исламу и образовала его ветвь. Нынешняя фамилия матери Обамы Ann Dunham Sutoro, но Вы правы, это лишнее, убрала.

      • Именно! Суфизм генетически восходит, а не наоборот. Сравните с фразой из статьи:"...суфийской философии, из которой вышли три мировые религии – иудаизм, христианство и ислам". Она ставит телегу впереди лошади. Существует достаточно обоснованная точка зрения, которая настаивает на том, чтобы убрать суффикс "-изм" из слова, т.к. он вводит в заблуждение западных читателей и ставит данное течение в ряд с суннизмом и шиизмом. А суфийская философия потому так и не называлась, что оформилась в течение, т.е. стала тем, о чем мы сейчас говорим (в среднем 8 ступеней восхождения к Богу, хотя каждый орден имеет достаточно специфические интерпретации ступеней "maqam") в 750 г. Название связывают с шерстяной туникой (suf), которую, как они считали, носил Иисус (Tsa ibn mariam) сын Марии или же с "людьми, которые сидят на скамье "('ahl al-suffa). Последние редко покидали мечеть в Медине, у них была своего рода постоянная ротация.

        Оценка статьи: 2

        • alfia lambert, прочитайте внимательно, генетически восходит не к названным мировым религиям. Я не знаю, хотел ли автор сказать то, что сказал, но суфийская философия старше своего названия. Она вышла в свет цельным мировоззрением из рук мусульманина, однако он развил то, что имелось до ислама и христианства, сомневаюсь только насчет иудаизма.

          • Марианна Власова, придется вернуться к исходной точке. Я не согласилась с фразой М.Груздева, что три мировые религии вышли из суфийской философии. Вы пишете: "Я не знаю, хотел ли автор сказать то, что сказал..." -- для меня авторская мысль была четкой и однозначной, не вижу оснований для иной интерпретации. Вы включились в обсуждение с цитатой: "Исходно суфизм представлял собой специфическое течение подвижничества в рамках классического ислама, развитое на основе местной традиции захидов, генетически восходящей к манихейству, гностицизму, зороастризму и включающее в себя элементы византийской и халдейской магии". Я ответила словами "Именно!" так как она подтверждает мою точку зрения, а не Михаила,т.е. исходно в рамках классического ислама суффизм представлял собой специфическое течение подвижничества, развитое на основе местной традиции захидов. Где вы видите восхождение иудаизма, христианства и ислама к суфизму? Манихейство, гностицизм, зороастризм, византийская и халдейская магия считаются духовными проявлениями мессопотамской культуры, которая существовала с середины IV века до I века нашей эры). Я за терминологическую точность: различные идеи сформировались в суфийскую философию через сотни лет после возникновения иудаизма, христианства и ислама А элементы месопатамской культуры можно найти повсеместно, в частности, борьба добра со злом зарактерна для любой монотеистической религии, но никоим образом не может считаться генетическим восхождением к суфизму.

            Оценка статьи: 2

  • Михаил Груздев, Интересно.

    Оценка статьи: 5

  • Михаил Груздев,
    "Я просто поражаюсь мужеству и целеустремленности этого человека."
    А я поражаюсь Вашему таланту так здорово писать!

    Оценка статьи: 5

  • Кстати, мысли , изложенные в этой статье подтвердил и "Ежедневный журнал" в своей статье "Инструкция для Барака Обамы", только гораздо позже.

  • Занятный комментарий из днепропетровского журнала "Триумф" где была размещена эта статья.

    "ЦИНИК 24 июня 2009, 19:29
    а по-русски "барак" значит "сарай"!

    А по-татарски "сарай" значит "дворец"...


    Оксана Самойленко28 июня 2009, 01:18

    мда... )) как ни крути - а царствовать БАРАКУ )) В фильме МАТРИЦА (и других)- вся эта "визуализация" царствования - очень явно прослеживается..."

  • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 19 июня 2009 в 23:36 отредактирован 19 июня 2009 в 23:36 Сообщить модератору

    Я поставила 5 не потому, что живу в США и не потому, что мне лично нравится автор как автор. Моя высшая оценка за статью мотивирована тем, что в моем восприятии современная Россия в огромной степени зомбирована анитиамериканизмом. Как и с чьей подачи это произошло для меня не является секретом - обкатанная технология советских времен. Причем, чем ниже культурный уровень населения, тем выше зомбированность антипиндосией. Понятно, что "усилия" последней самой непопулярной в США администрации вылили свою воду на антиамериканские настроения в России, а плбес натравленный мало заботит разделяют ли рядовые американцы политику администрации страны - им главное за стегно цапнуть. Приход цветного президента нежно погладил Россию по затылку - там же 70 лет учили, что у нас черных вешают. Кроме того, Россия считает, что Обама действительно перезагрузит наши отношения. Статья Михаила - есть новое понимание перспектив наших дальнейших отношений, выражение оттепели этой. Вот за что пятерка. И ставлю ее с удовольствием. (Только в школьниках надо мягкий знак засунуть и Гаваи привести к какому-то одному варианту - мне бы так свои описки замечать! Во как внимательно читала, Миша!). Станет ли Обама благодатью для страны, я сомневаюсь - слишком больную страну он получил в наследство от Буша - своего 11-го кузена.

    Оценка статьи: 5

  • Малика Шихалеева Малика Шихалеева Профессионал 16 июня 2009 в 21:37 отредактирован 16 июня 2009 в 21:38 Сообщить модератору

    Интересные сведения.
    "Но, слова президента навсегда раскололи до этого практически монолитное, враждебное Америке иранское, общество на сторонников и противников Ахмади Нижада" - лишнюю запятую поставили...

    Оценка статьи: 5