Галя Константинова Грандмастер

Питер Устинов. Как лучший Эркюль Пуаро стал Человеком эпохи Возрождения?

Сам термин Человек эпохи Возрождения (Renaissance Man) был придуман не так давно, и не утихают еще споры о том, как правильно определять такого человека и отделять его от других, придуманных же, терминов. Но уже после американского фильма с одноименным названием, где главную роль сыграл Дэнни ДеВито, как-то дело «причисления» несколько поутихло.

Тем не менее, в этом списке, наряду со многими великими деятелями прошлого (в том числе — М. Ломоносовым) стоит имя Питера Устинова. Интереснейшего человека, замечательного актера и в некотором роде — нашего земляка.

«Я родился англичанином без капли английской крови»

Зачат знаменитый актер и Рыцарь Британской империи (по его словам) был еще в Петрограде. Родился, правда, уже в Лондоне. История его семьи, а точнее, рода — тема интереснейшая.

Дед актера Платон Устинов был русским дворянином, под Москвой сохранилась деревня Устиновка. По состоянию здоровья уехал на Ближний Восток, там основал знаменитый отель (H?tel du Parc) в Яффе (тогда — Оттоманская империя, сейчас — Израиль). По другой версии, Платон Устинов был пензенским дворянином, в Саратове влюбился и первый раз женился на лютеранке, был чуть ли не сослан в Сибирь, но уехал за границу. Кто его теперь знает, как было дело…

В Яффе Платон Устинов женился второй раз на Магдалене Холл — эфиопско-еврейско-немецких кровей. В Яффе же и родился его сын — Иона Устинов (отец Питера). Последний известен под именем, который сам себе выбрал — Клоп. Под этим именем он и был известен всю жизнь. А с учетом того, где он служил после бегства из нацисткой Германии (он не смог — естественно! — доказать свое арийское происхождение), выбранное имя представляется и вовсе интересным.

Служил он в МИ-5, британской разведке. В его доме происходили тайные встречи представителей высшего командования и прочих важных лиц (в том числе — Черчилля), там же передавались важнейшие военные секреты. О планах вторжения германской армии в Чехословакию он знал еще за 7 месяцев до того, как это произошло. Однако Англия тогда воздержалась от какого-либо вмешательства. В целом, Иона Устинов настаивал на более активном участии Англии в антигитлеровской коалиции, но его старания не всегда были успешны.

И Иона Устинов женился на обрусевшей француженке (французско-итальянско-испанского происхождения) из знаменитейшего рода Бенуа. Надежда Леонтьевна Бенуа была пианисткой, а также дочерью архитектора и племянницей хранителя Эрмитажа, то есть Питер Устинов является внучатым племянником русского художника Александра Бенуа. Но о роде Бенуа у нас известно достаточно много. Познакомились и обвенчались они, кстати, еще в 1920 году в Петрограде, где Иона пытался отыскать мать и сестру.

Вот в такой необычной семье родился актер, который везде указывается как англо-русский.

«Нам следовало бы гордиться нашей принадлежностью к человечеству вообще, а не к одному из его бесчисленных подвидов, но, боюсь, мы к этому не готовы»

Космополиты — скажут многие. Пожалуй, нет. Космополиту все равно — где, что и как, лишь бы себе было удобно. А если не все равно — это уже другое. Можно ли в данном случае применить замечательное словосочетание «безродный космополитизм»? Да уж какой там безродный. Жизнь выбирали сами, конечно, но корни свои всегда помнили. Не просто историю рода, а и историю страны, куда этот род корнями уходил. И всегда было небезразличие к тому, что там происходит. Обычное человеческое небезразличие.

«Чтобы быть мягким, терпимым и понимающим, нужна известная твердость характера»


Итак, Питер Устинов (16 апреля 1921 года — 28 марта 2004 года) родился в Лондоне. Но даже еще в престижной школе он не стал «англизировать» свою фамилию, оставив ее как есть, зато выбросил приставку «фон». Впрочем, впоследствии он стал сэром, то есть без титула не остался, был возведен в рыцарское достоинство, но уже за выдающиеся заслуги в области театра и кино. Говорил актер и драматург на восьми языках (и по-русски, конечно, тоже). Правда, несмотря на такие способности, колледж так и не закончил.

Во время Второй мировой войны он служил в армии. По его рассказам, тогда как над кроватям других военнослужащих были развешаны картинки голых девушек, «над моей койкой красовалась целая галерея портретов маршала Тимошенко».

«Люди, которые знают слишком много языков, редко имеют что сказать на любом из них»

К Питеру Устинову это не относилось ни в коем случае. Дебютировал как актер Устинов в 17 лет в лондонской постановке пьесы «Леший» по А. Чехову. Он снялся в 88 фильмах. Получил Оскары — за фильмы «Спартак» (Стэнли Кубрика) и «Кинжал Топкапи». Устинов — четырежды лауреат премии «Эмми». А последний раз эта премия была ему выдана за цикл под названием «Россия Питера Устинова». С Россией у Питера Устинова так или иначе связана часть премий. Даже премию Грэмми он получил за запись детской симфонической поэмы Сергея Прокофьева «Петя и волк».

Количество присужденных ему всевозможных престижных премий трудно перечислить. И фильмография его очень хорошо известна, достаточно назвать роль Нерона в «Камо грядеши», роль царя Ирода в «Иисусе из Назарета», роль Фридриха III в «Страстях по Лютеру», короля Вильгельма IV в «Виктории и Альберте» — и множество других. А его Эркюль Пуаро в цикле экранизаций романов Агаты Кристи стал в некотором роде хрестоматийным. Сама писательница называла его лучшим Эркюлем.

Питер Устинов, кстати, был и замечательным оперным режиссером. В 1997 году он поставил оперу «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева в Большом Театре в Москве. А в 1981 году поставил в Милане «Женитьбу» М. Мусоргского. За время работы в России драматург все время повторял, что чувствует себя как дома именно здесь, а не в Швейцарии (где он уже тогда жил).

«Комедия — это всего лишь забавный способ быть серьезным»

Питер Устинов был и замечательным драматургом, и рассказчиком. Известны десятки его романов и пьес («Романов и Джульетта», «Билли Бадд», всего 22 пьесы и 9 романов). Он ставил и свои собственные фильмы и спектакли. Ему было присуще удивительное чувство юмора, вряд ли можно говорить об «английском юморе», он мягче, но через этот мягкий юмор чувствуется очень проницательный взгляд умного человека. В качестве эпитафии на своей могиле он распорядился написать: «Не ходите по траве!».

«Политика есть искусство удерживать людей от участия в делах, которые их прямо касаются… В наши дни дипломат — всего лишь старший официант, которому иногда разрешают сесть»

А с 1968 года Питер Устинов был уже представителем ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН). В качестве Посла доброй воли этой организации он выступал за мирное сосуществование всех наций, культур и религий.

Известны независимость его суждений (в том числе, по поводу Ирака) и стремление реально помочь (детские больницы в Чернобыле, Челябинске, Кемерово).

«Раньше зарабатывали на жизнь, публикуя свои мемуары; теперь зарабатывают еще больше, угрожая публикацией мемуаров»

Хорошо, что П. Устинов успел написать и опубликовать свои книги-мемуары. Это большой и интересный материал. Безотносительно к тому, почему и кого решают определять как «Человека эпохи Возрождения», мы будем видеть в его книгах, спектаклях и фильмах просто очень талантливого, достойного, выдающегося человека уже прошедшей эпохи.

Человека, который ценил, любил и понимал русскую культуру ничуть не хуже и ничуть не меньше, чем некоторые «рядом с ней» живущие…

Обновлено 18.10.2016
Статья размещена на сайте 22.11.2009

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: