Айн Рэнд по крови — еврейка, по сути — русская. Настоящее имя Алиса Зиновьевна Розенбаум. Родилась 2 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге в семье торговца. Родители очень гордились одаренной дочерью: уже в 4 года она умела читать и писать, а в 9 лет поняла, что хочет стать писательницей.
Что ни говори, а «урожденный гений», который делает человека яркой личностью, созревает в детстве. Алиса фантазировала, писала небольшие рассказы, придумывала свой личный иллюзорный мир.
В возрасте 11 лет она заинтересовалась политикой, а в 1917 году, после Февральской революции, в ее рассказах впервые появилась политическая тематика. В эти же годы она знакомится с творчеством В. Гюго, который оказал на нее большое влияние.
Осенью 1918 года семья Розенбаумов разорилась и переехала в Крым. Там Алиса заканчивает школу и сама начинает преподавать, но недолго — вскоре они возвращаются в Петербург, и будущая писательница поступает в университет, где впервые знакомится с произведениями Ницше.
В начале 1925 года Розенбаумы уезжают в Америку. Алисе 21 год. Образование, воспитание и опыт получены в России, иного прошлого она не знает. У нее ничего нет, кроме характера и цели стать писателем, и ничто уже не изменит эту цель.
В Штатах Алиса взяла новое имя, она пишет сценарии и пьесы, но первый опыт не приносит ей успеха. Она работает официанткой, гардеробщицей, затем устраивается статистом в Голливуде, а в 1929 выходит замуж за актера и художника Фрэнка О' Коннора.
В 1930 году она приступает к работе над своим первым романом «Мы — живые». Эта книга, говорила она, будет протестом против строя жизни в России. Антикоммунистическая позиция явно отражена в романе, который вышел в 1936 году. Коммунисты — злодеи, а послереволюционная Россия — кладбище.
Этим романом завершился «русский» период её литературного творчества, но Россия продолжала оставаться в ней, только на новом, более абстрактном уровне — как символ «коллективизма», как идея разрушения.
Положительная оценка романа вдохновила Айн, и в 1938 году выходит еще одна повесть — «Гимн». В том же году Айн устраивается помощником к известному архитектору, чтобы «нарастить знания» и лучше понять своего нового литературного героя — архитектора Рорка.
В 1939 году Айн начинает писать киносценарии своих романов и в то же время работает над новыми произведениями. В 1943 г. выходит «Источник» — роман идей, результат увлечения философией и Ницше. В нем писательница еще не создала новый способ отражения художественной действительности и использует навыки прошлого периода.
Самое же значительное произведение, «Атлант расправил плечи», выходит в свет в 1957 году, и до сих пор этот роман считается лучшим произведением Айн Рэнд. После написания «Атланта», который дался ей очень тяжело (только речь героя Джона Голта она писала почти два года), Рэнд решила больше не писать.
Айн Рэнд — автор трех романов, одной повести, нескольких рассказов и киносценариев. Роман «Мы — живые» — реалистическое произведение; «Источник» — социальный роман с элементами утопических идей; «Атлант расправил плечи» — полностью утопическое произведение.
Ее идеальный герой может полностью реализовать себя только в свободной стране. Герои книги «Мы — живые» жили, страдали и любили в несвободном государстве. В романе «Источник» раскрыта проблема «вторичных людей», то есть большинства, которое обязано своим существованием «первичным людям» — интеллектуалам, так как могут жить только за счет их интеллекта.
Вот этих «первичных» человечество обязано беречь и ценить. А что может произойти, если «вторичные», как это часто и происходит, не выполняют этой «обязанности», можно увидеть в «Атлант расправил плечи», в действии которого лучшая часть человечества объявляет забастовку. Таким образом, роман является следствием проблемы, которая поставлена в «Источнике».
Рэнд восхваляет лучшие качества человека — разум, независимость и чувство собственного достоинства. «Атлант» воплотил в себе все важные положения «философии объективизма», основанной на принципах индивидуализма, разумного эгоизма и разума, являющейся интеллектуальным обоснованием капитализма в противовес социализму. Рэнд считала единственной правомерной функцией государства защиту прав человека и его собственности.
Книга изобилует сложными философскими рассуждениями и непопулярными идеями. Не зря же первый отклик критиков был весьма недоброжелателен. Более поздние отклики не были столь отрицательными, появились упоминания о художественных достоинствах книги, о философской идеологии и необычном характере героев.
Несмотря на успех, в литературе писательницу считали чужаком, среди философов она тоже стала изгоем. Да, Айн Рэнд исключительно своеобразна. При этом ее индивидуальность непреклонна и несомненна.
С конца пятидесятых годов Айн вплотную занялась философией с социальным уклоном. Появился ряд работ: «Неизвестный идеал», «Для нового интеллектуала», «Введение в философию познания объективизма», «Новые левые», «Философия: кому она необходима», «Добродетель эгоизма» и другие. Сама Айн говорила, что развить ее философские положения невозможно за одно поколение.
Рэнд — одна из наиболее читаемых и изучаемых философов ХХ столетия. Оригинальный философ вне всяких рамок и учений, художник слова. Ее книги влияют на выбор жизненной позиции многих американцев. В кругу ее поклонников — самые известные люди Америки. Но они же и признают, что Рэнд — по существу, русский мыслитель.
Русские истоки вызвали неповторимость ее писательского облика, склонность к «свержению основ», идеализм, и… Айн Рэнд всегда делала только то, что хотела — целеустремленность была главной чертой ее характера, и эта черта переплеталась с крайней нетерпимостью к тому, что она считала неверным.
Еще одна из основных черт творческой личности Айн Рэнд — презрение либо же снисходительность к другим, не похожим на нее. «Пишите об обычных людях», — советовали ей, но это было противопоказано Айн Рэнд. Она всерьез заявляла:
— Я бросаю вызов культурной традиции последних двух с половиной тысячелетий.
Ее герои энергичны, полны стремления к победе. Быть таким как все, зависимым от мнения окружающих, от общества, то есть «вторичным» — неприемлемо. Айн Рэнд выступает в своих книгах против любой помощи человеку, против любых социальных программ — понятно, это может шокировать, поразить и возмутить.
У человека есть право на счастье, и никаких мелочей типа права на труд или охрану здоровья!
Разумный эгоизм у нее противопоставлен коллективизму, личная жизнь — это единственная ценность. Недаром синонимом для коллективизма выбрано словосочетание «вторичный человек».
— Эгоист, — говорила Айн Рэнд, — в правильном понимании — это лучший гражданин. И клянусь своей жизнью и своей любовью к этой жизни, что никогда не буду жить во имя другого человека и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить во имя меня!
Кто-то принимает философию Рэнд, кто-то категорически отрицает, кто-то совершенно не может читать ее книги, но…
Согласно опросу Библиотеки конгресса США, в 1991 году американцы сочли роман «Атлант расправил плечи» вторым по значимости в литературе после Библии. Другие романы, эссе и философские работы Айн Рэнд тоже изданы миллионными тиражами на большинстве языков мира.
Дискуссионные клубы Айн Рэнд существуют в большинстве колледжей Америки.
Татьяна Грибанова, к счастью или к сожалению, но идеи Айн Рэнд потерпели крах во времена великой депрессий в США с развитием идей кейнсианства, предполагающей государственное регулирование экономики.
0 Ответить
Как надоело читать про "великую" писательницу с "непопулярными" идеями. Эмигрантка из России ненавидела Россию всеми фибрами души. Эгоистка до мозга костей, родители остались в России, умерли во время блокады Ленинграда, детей она считала заводить самоубийством. Единственная связь с мужем – Фрэнком О’Коннором, который помог получить ей гринкард, и над которым она всю жизнь издевалась. Романы написаны ужасным стилем. К примеру, «Атлант расправил плечи» - ужасно затянутые монологи, однобокие герои – или мускулистые гении или идиоты с бесформенным телом, прямолинейный стиль промывания мозгов в стиле большевиков. Не упрекайте меня в том, что я не знаю ее философии, вернее идеологии. Я читала ее романы, интервью, эссе, статьи. Ее главный метод – демагогия, доведения до абсурда, прославление корысти, алчности, жадности и издевательство над альтруизмом, в котором они ничего не смыслила. Все, что написано в статье про популярность Рэнд – это вранье. Она маргинальный писатель, которого изо всех сил продвигают институты имени Рэнд, которые сами не могут прийти к единому мнению, ругаются друг с другом. Келли и Пейкофф. Философы с насмешкой относились к ее теории, высосанной из пальца. Литературных достоинств у ее художественных романов просто нет. Если «Мы – живые» еще можно читать, то «Атлант» - это просто скопище роботов, несущих знамя ее идеологии. Никаких «сложных» размышлений в ее «Атланте» нет и не было. Там все разжевано до состояния жижы. Чтобы только люди проглотили ее антигуманные, жестокие идеи. Эта идеология создана для того, чтобы обслуживать крупный капитал, которому надоело «делиться» с теми, кто слабее. Фанаты этой теории убеждают, что капиталисты такие белые и пушистые и если их оставить в покое, то они сами начнут создавать помощь инвалидам, сиротам, одиноким матерям. Чушь собачья.
0 Ответить
Много материала совпадает с википедией, но кое-что упущено. Как вам такой момент:
-----------------------
20 октября 1947 года Рэнд в качестве свидетеля давала показания в Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности в связи с фильмом «Песнь о России». В своих показаниях Рэнд расценила данный фильм как коммунистическую пропаганду. В целом она полагала, что преследование в связи с выражением коммунистических взглядов противоречит свободе слова, однако при этом считала, что государство вправе знать, кто является членом партии, пропагандирующей насилие для достижения политических целей. При этом она поддерживала частные меры для сокращения проникновения коммунистической идеологии в кино. Она говорила по этому поводу:
Принцип свободы слова требует … что мы не принимали законы, запрещающие [коммунистам] говорить. Однако принцип свободы слова… не означает, что мы обязаны давать им работу и поддерживать наше собственное уничтожение на наш же счёт.
-------------------
Тетка довольно кровожадная. Пусть комунисты говорят, только при этом скоро помрут от голода - четко выражена специфика свободы слова.
Кроме того, википедия говорит, что она одна уехала в Америку, а авторо пишет - уехали Розенбаумы. Как же они могли умереть в блокадном Ленинграде?
0 Ответить
andry andry, вы два с половиной дня знаете об Айн Рэнд, а уже неточности находите и специфику).
Если что-то не совпадает с википедией, так это потому, что я не пользовалась википедией. Факты из биографии брала из других источников (сложно удержать в голове все цифры и факты), а уж что наращивать на эти факты, дело автора.
Разумеется, инфо мало, существуют ограничения в формате, и объяснить смысл философии, в которой сутью является каждая деталь, сложно. мне и так приходиться сражаться с текстами, пытаясь сократить их до требуемого формата. При этом в статьях, высказывания о личных предпочтениях стараюсь свести к минимуму. каждый пусть ищет дополнительное инфо и делает выводы исключительно сам.
вы в праве, судить о Рэнд по цитатам, даже вырванным из контекста, видимо так проще и удобнее. Но для меня Айн Рэнд личность феноменальная, великий мыслитель и истинный философ. И я жалею, что когда она мне "попалась" первый раз, я не поняла ее и не уделила ей должного внимания.
0 Ответить
Татьяна Грибанова, представляю ваш уровень познания жизни, если Рэнд для вас феноменальный мыслитель. Если вы пишите заказную статью, там пишите хотя бы что-то новое. Нельзя же повторять под копирку то, что пишут в русском ЖЖ.
0 Ответить
Елена Белова,
Как надоело читать про "великую" писательницу с "непопулярными" идеями.
не читайте, если надоело. делов то.
как, человек, имеющий свое мнение и потому уважающий право на него других, я не буду комментировать ваше отношение к Айн Рэнд, тем более в таких "немаргинальных" выражениях.
правильно было бы, вообще, не отвечать.
но я имею привычку вчитываться во фразы, когда они касаются непосредственно меня.
Татьяна Грибанова, представляю ваш уровень познания жизни, если Рэнд для вас феноменальный мыслитель.
из этой фразы я заключаю, что ваш уровень познания жизни много шире.. )
и последующие фразы:
Если вы пишите заказную статью, там пишите хотя бы что-то новое. Нельзя же повторять под копирку то, что пишут в русском ЖЖ.
в русском жж я и сама пишу.
Нельзя выдавать свои предположения в виде утверждения.
угадайте с 3-х раз, имею ли я желание с вами общаться далее?
правильно, угадали.
0 Ответить
Татьяна Грибанова,
=>не читайте, если надоело. делов то.
По причине своего острого чувства справедливости не могу пройти мимо прославления вредных, жестоких, антигуманных идей. Чего же не написали о том, что Алиса Розенбаум увлекалась в молодости маньяком-убийцей Уильямом Хикменом? Которого хотела сделать героем своей пьесы "Маленькие улицы".
=>угадайте с 3-х раз, имею ли я желание с вами общаться далее?
правильно, угадали.
А фанатики Алисы Розенбаум никогда не умели общаться со своими оппонентами, просто потому что у них нет и не было убедительных аргументов. Кроме тупого повторения сентенций мисс Айн Рэнд. Вы не хотите общаться, просто потому вы боитесь, что вас уличат в незнании предмета. А я великолепно изучила эту вредную, антигуманную идеологию, которую пытаются навязать России некие представители крупного капитала, в том числе господин Чичваркин.
=>в русском жж я и сама пишу.
Нельзя выдавать свои предположения в виде утверждения.
Э, к чему вы это сказали? Конечно вы сами печатаете на клаве. Но что вы печатаете? Свои мысли? Нет, чужие, в которых вы даже не разобрались. Повторяете, как попугай про великого философа и ее прославление жадности, эгоизма, алчности, стремление к наживе. И про либертарианство я хорошо знаю. Я изучала подробно этот предмет и по этому поводу в своем ЖЖ написала статью.
=>хорошо: уважать себя, стремиться много знать и уметь (торжество разума), работать, не требовать к себе льгот, свобода личности. плохо: не развиваться, требовать не заработанное, чужое, жить за счет других, ждать помощи от других.
Чепуха это все. Уважение к себе и эгоизм - это совершенно разные вещи. Уважение себя не исключает желания помочь другим. Айн Рэнд никому не хотела помогать, поэтому и состряпала теорию, по которой никому помогать и не надо. И крупный капитал тоже не хочет никому помогать. Ему надоели эти все мерзкие инвалиды, сироты, безработные, на которых их заставляют жертвовать, то есть платить налоги. Поэтому они и продвигают эту убогую теорию, чтобы класть себе все денежки в карман и покупать на них себе яхты, недвижимость в Англии, футбольные клубы и т.д.
0 Ответить
Елена Белова, я надеюсь, Вы сказали всё, что собирались, и раз автор выразила нежелание общаться с Вами здесь, Ваши комментарии будут удаляться.
0 Ответить
Татьяна Грибанова, два раза писал ответ и оба раза не загрузилось. Ладно, не судьба.
0 Ответить
Татьяна Грибанова, да это все списано с википедии.
Оценка статьи: 2
0 Ответить
алла зю, как хорошо, что есть возможность выговориться хоть в комментах, да?) попробуйте "списать" так же.
0 Ответить
Мне Айн Рэнд тоже не известна, но скажу, что человек, который не любит себя - не может любить других людей, тут она права.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за хорошую статью
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Грибанова, года два назад прочитал "Атлант расправил плечи".
если раньше к коммунистам относился индифирентно, то теперь очень негативно - в книге показано как они развалили страну (в книге Америку - но читается - Россию)
показательно, что эта книга является настольной книгой Евгения Чичваркина, бывшего мллиардера и совладельца Евросети
0 Ответить
=>показательно, что эта книга является настольной книгой Евгения Чичваркина, бывшего мллиардера и совладельца Евросети
Который нарубил бабла в Россия и сбежал за бугор. Замечательный человек.
0 Ответить
Александр Евстегнеев, да неьлзя ж так впечатляться очередной книгой, а потом Вы прочитаете, скажем, Зиновьева - и что? Опять поменяете мнение? Чичваркин - это, конечно, авторитет. Господи, прости.
0 Ответить
Татьяна Грибанова, чтой-то она, все же, сильно малоизвестна. Что это за опросы, ставящие ее роман на второе место после Библии? Не верится! Среди философов изгоев вообще не бывает, если человек высказывает дельные мысли. Не такие это люди, чтобы кого-то клеймить.
0 Ответить
andry andry, опрос проводила библиотека конгресса сша. не помню точно, кажется в 1991.
да, к сожалению, в россии она малоизвестна. почему? потому что на идеологию отличную от коллективистских "благ большинства" у нас табу. потому что она враг тоталитарной идеологии в целом, а самым страшным врагом человека, личности, считала – государство. потому что у нас бездарная страна, правители хапуги, а жители идиоты. а в эфире только позиция "врать, отмазывать, умалчивать", что недавно нам опять продемонстрировали во всей красе.
и в штатах она популярна только среди американских интеллектуалов. на книгах Рэнд растет деловая и политическая элита. среди тех, кто признал ее влияние на формирование своих взглядов, были фридман, рейган, алан гринспен и др. влиятельные люди в штатах. для хиллари клинтон, Рэнд "пример для подражания".
по слухам, андрей илларионов советовал ее путину, на что путин ответил, что читает набокова.
ее самый лучший роман "атлант расправил плечи", был переведен на русский впервые в конце 90-х. хотя вышел в 1957. так что же вы хотите? читать, кстати, лучше в переводе костыгина. читать сложно. я начинала 2 раза.
ей посвящена глава в книге Эткинда "Россия и Америка в травелогах и интертекстах"
Среди философов изгоев вообще не бывает, если человек высказывает дельные мысли. Не такие это люди, чтобы кого-то клеймить.
бывает. а либертарианство - новое и пока малоизвестное в россии течение. я хотела дополнить статью о Рэнд, статьей о либертарианстве, но.. смысла не вижу. возможно, потом. кому надо, информацию можно найти.
ее основная философия:
хорошо: уважать себя, стремиться много знать и уметь (торжество разума), работать, не требовать к себе льгот, свобода личности. плохо: не развиваться, требовать не заработанное, чужое, жить за счет других, ждать помощи от других.
0 Ответить
Татьяна Грибанова,
"в россии она малоизвестна. почему? потому что на идеологию отличную от коллективистских "благ большинства" у нас табу. потому что она враг тоталитарной идеологии в целом, а самым страшным врагом человека, личности, считала – государство".
Не такой уж она, судя по описанию, коварный враг. Ради Бога, переводили многих философов. Но она, видимо, больше писатель с сильной идеологической компонентой, наподобие нашего Чернышевского, только наоборот.
По тоталитарным системам не так все благостно. Наибольший тоталитаризм подготавливается в развитых демократических странах, его надо распознать, а не петь осанну строю - НИКАКОМУ! Не верю тем, кто клеймит один строй и восхваляет другой. Даже не беру в расчет духовность, патриотизм и прочие неопределяемые ценности (хотя для меня они исключительно важны). Достаточно оставаться в сфере чистой рациональной мысли, чтобы прийти к неутешительному выводу, наблюдая историю недавнюю и современную, о продажности власть имущих, их корысти и двойным стандартам. Но и тут надо вникать, как это делал, к примеру, Зиновьев. У нас был - критиковал Союз, там - критиковал Запад. Это нормальная позиция мыслящего человека.
О деловой и политэлите америки умолчим, большая тема, особенно в свете роли парней с Уолл-стрита в деле раскручивания мирового кризиса.
То, что вы написали об основных тезисах ее философии показывает, что это не философия, а идеология, т.е. предзаданное догматическое мышление, направленное на укрепление государства. Вообще, что такое хорошо, и что такое плохо в таком ракурсе воспринимать нельзя, слишком абстрактно и наивно. Ну, для политиков, камуфлирующих свои бизнес-интересы демократически-либертарианской риторикой, подойдет.
0 Ответить
andry andry,
По тоталитарным системам не так все благостно. Наибольший тоталитаризм подготавливается в развитых демократических странах, его надо распознать, а не петь осанну строю - НИКАКОМУ! Не верю тем, кто клеймит один строй и восхваляет другой.
То, что вы написали об основных тезисах ее философии показывает, что это не философия, а идеология, т.е. предзаданное догматическое мышление, направленное на укрепление государства.
ужос, ужос.
вы не поняли, о чем я написала. а объяснять мне не досуг, и как мне кажется, бессмысленно. ибо для начала нужно почитать Айн Рэнд/понять основы либертарианства.
всего доброго.
0 Ответить
Татьяна Грибанова,
"ужос, ужос.
вы не поняли, о чем я написала. а объяснять мне не досуг"
Да не вопрос, недосуг так недосуг, тем более, что объяснять-то ничего не надо. Никаких метафизических глубин в Вашей статье я не усмотрел, она не несет иной инфы, кроме той, что есть в википедии.
"Основы либертарианства" привели к существующему кризису.
Всего наилучшего.
0 Ответить
Удивительный была мыслитель, эта Айн. Одна из последних книг называется, кажется, Кому нужна философия? Да всем...
"Несмотря на успех, в литературе писательницу считали чужаком и среди философов она тоже изгой".
Несмотря на это, страшно популярна. ))
Оценка статьи: 5
0 Ответить