Любопытно, что об отдельных святых князьях даже в летописях нет упоминаний, а их жития составлялись через многие десятилетия после их кончины. Естественно, что описания их жизни во многом мифологизированы. В этом отношении Федору Смоленскому «повезло», в исторических документах сохранилось много упоминаний о различных этапах его бурной жизни.
К чести монаха Антония, составлявшего в XV веке первое житие святого Федора, он постарался отразить основные моменты далеко не безгрешного жизненного пути князя. Правда, при этом он старательно упоминал, что князь отличался строгой нравственностью и благочестием, всегда покровительствовал православию, строил церкви, раздавал милостыню сирым и убогим, а перед смертью принародно покаялся во всех своих грехах.
Обоснование святости князя оставим богословам. Мы же посмотрим на Феодора Смоленского, с именем которого связаны многие интересные события на Руси, с точки зрения истории.
Дата рождения Федора неизвестна. Он появился на свет в семье смоленского князя Ростислава Мстиславича примерно в 1240 году. После смерти отца получил от братьев в княжение небольшой и бедный городок Можайск, который явно не вписывался в честолюбивые планы Федора. Возможность значительно подняться в «княжеском рейтинге» появилась у него после смерти князя Василия Ростовского и его брата Константина, державших стол в Ярославле. Сыновей после умерших князей не осталось, и княжество взяла в свои руки вдова Василия, которой помогали бояре.
В надежде жениться на княжеской дочери Анастасии (по другим источникам — Марии), Федор отправился в Ярославль. В столицу княжества он приехал в качестве служилого князя, а уже на месте, завоевав расположение княгини Ксении и бояр, смог решить вопрос о свадьбе. Произошло это после 1260 года. Реальную власть в Ярославле Федор, видимо, не получил, княгиня и бояре отвели ему всего лишь представительские функции. Поэтому, когда появилась возможность прославиться на ратном поприще и скопить деньжат, Федор этим воспользовался.
Сразу стоит упомянуть одну существенную деталь. В летописи Федор вошел с прозвищем Черный, по поводу которого некоторые историки выдвигают любопытную версию. Возможно, первоначально его прозвали Чермным —
Примерно в 1266 году Федор отправился со своей дружиной в Сарай, столицу Золотой орды, к хану Менгу-Тимуру. Причем, в орду он приехал в качестве служилого князя, которому еще предстояло завоевать расположение хана. При дворе хана Федор быстро продвинулся. Менгу-Тимур обласкал и приблизил удачливого князя, участвовавшего в походах ханского войска. Благоволила к нему и ханша Джиджекхатунь, решившая женить Федора на своей дочери. Стоит отметить, что в этот период в орде было немало проблем, от неё откололся сильный хан Ногай, взявший под себя часть русских княжеств (южные и северо-восточные). Поэтому Менгу-Тимур старательно приближал к себе опытных и смелых военачальников.
Об этом периоде жизни Федора в житии читаем: «Царь (т. е. хан) же всегда повеле ему предстояти у себе и чашу от руки его приимаше, и три лета держаше его. Царица же мысляше дщерь свою вдати ему в жену». Тогда хан с Федором не породнился, так как тот решил вернуться в Ярославль. Возможно, к нему пришло известие о смерти жены.
В свое княжество Федор отправился только с дружиной, не заручившись ханской поддержкой. В Ярославль его просто не пустили. Если верить житию, то бояре «не приняша его во град, но рекоша ему: „Сей град княгини Ксении, и есть у нас князь Михайло“». Пока Федор был в орде, в Ярославле бояре посадили на княжение его малолетнего сына.
Пришлось Федору вернуться в орду, где вскоре состоялась его свадьба с ханской дочерью, принявшей в православии имя Анны. По житию Федор получил в приданое 36 городов, что крайне сомнительно, так как в приведенном перечне в основном фигурируют ордынские города. Вскоре у Федора родились два сына, которых впоследствии канонизируют одновременно с ним.
Своего нового родственника Менгу-Тимур предпочитал использовать как полководца. В 1277 году Федор в составе войск хана воевал в Осетии. А на следующий год вместе с князем Михаилом Белозерским отправился усмирять Волжскую Булгарию. Если верить арабским источникам, в Булгарии князья прославились особой жестокостью, захватив и разграбив около 40 городов и несколько сотен селений. В орду Федор вернулся с богатой добычей.
После смерти в Ярославле сына Михаила, Федор при поддержке ордынского отряда утверждается там на княжении. Для Федора начался «черный» период жизни, когда ему пришлось воевать на русской земле и сжигать русские города. Для начала он в 1280 году захватывает Смоленск, где оставляет наместником своего племянника. Любопытно, что взятие князем Федором Смоленска через несколько сотен лет припомнит Иван Грозный в письме к Андрею Курбскому: «И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, в Смоленце на пасху колико крови пролиял есть! И во святых причитаются!».
Затем Федор участвовал в кровавой междоусобице сыновей Александра Невского, Андрея и Дмитрия, когда были разорены многие русские города. В составе «Деденевой рати» ходил грабить города Владимирской Руси. С его именем связывают разорение Владимира, сожжение Можайска и Переяславль-Залесского. Всего же тогда было захвачено и разграблено полтора десятка городов.
После этого в 1296 году во Владимире произошел княжеский съезд, участником которого был и князь Федор. Князья предприняли попытку узаконить последние разделы земли. В ходе «прений» они чуть не передрались и даже пытались обнажить друг против друга оружие. С трудом два присутствовавших епископа смогли их утихомирить. Любопытно, что среди «возмутителей спокойствия» трое будущих святых — князья Федор Смоленский, Даниил Московский и Михаил Тверской.
В 1298−99 годах князь Федор дважды пытался вернуть себе Смоленск, но город осаду выдержал. Неудачный поход на Смоленск в 1299 году был последним в его военной карьере. Возвращаясь из него, Федор тяжело заболел и осенью стал готовиться к смерти, приняв монашеский постриг. В житии повествуется, что перед кончиной князь Федор повелел вынести его во двор Спасо-Преображенского монастыря, куда собрались жители Ярославля. «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него — всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми».
В том монастыре князя и похоронили. Позднее рядом с ним упокоились сыновья Давид и Константин, о которых в летописях имеется только несколько коротких упоминаний. В то время о святости покойных никто не помышлял, о князе и его сыновьях просто забыли. Стоит оговориться, что почитание князей святыми сразу же после смерти было явлением редким, этого удостаивались только особо прославившиеся и любимые в народе, как Олег Рязанский или Довмонт Псковский. Об остальных же церковные или светские власти вспоминали через многие десятки лет в связи с политической необходимостью. Так было и с князем Федором Смоленским.
В середине XV века в монастыре при ремонте было обнаружено княжеское захоронение с останками Федора и его сыновей. Видимо, их тогда переложили в одни гроб и снова захоронили. Но вскоре архимандрит Спасского монастыря Христофор решил, что княжеству настала пора «обрести» собственных святых. 5 марта 1463 года было объявлено об обретении в Ярославле мощей князя Федора и его сыновей Давида и Константина, рядом с которыми происходят исцеления и другие чудесные явления. Так как мощи к этому времени находились в одном гробу, канонизировали троих князей сразу. Произошло это в 1467 году. Вскоре и московские церковные власти включили ярославских князей в число общерусских святых.
Спасибо. Открыли еще одну страницу истории.
Оценка статьи: 5
0 Ответить