Ольга Конодюк Грандмастер

Алла Тарасова: какой была настоящая и тайная жизнь актрисы?

Алла Тарасова — это актриса, получившая от советской власти все существовавшие тогда почетные звания, начиная от «народной» до Героя Социалистического Труда. Ей пять раз присуждали Сталинские премии. Тарасова несколько созывов была депутатом Верховного Совета. И в репрессивные 30-е, и в послевоенные годы она была одной из ведущих актрис МХАТа.

Кроме этого, Тарасова была еще и профессором школы-студии своего театра, несколько лет возглавляла партбюро МХАТа. Алла Константиновна застала начало нового времени в театре — приход в него Олега Ефремова.

Для многих поколений людей имя Тарасовой связано прежде всего с фильмом «Без вины виноватые», где она сыграла главную роль. Этот фильм зрители полюбили сразу, как и ее героиню — Елену Ивановну Кручинину, актрису из провинции. Она была умна и необыкновенно красива, но глубоко несчастна. В ее душе жила тоска по когда-то потерянному сыну.

По зрительским представлениям, актриса Тарасова и в жизни была такой же: открытая, добрая, независимая, выстрадавшая право говорить правду в глаза людям, верящая в чувство справедливости. Но вместе с тем в ней чувствовалась какая-то тайна. Несмотря на внешнюю доступность, оставалось в ней что-то спрятанное за семью замками…

Оказывается, что впервые актриса появилась на экране не в России, а в Германии. В 1922 году Алла Константиновна снялась на студии «УФА» в киноленте «Раскольников», у известного режиссера Роберта Вине, сыграв Дуняшу Свидригайлову. У нас этот фильм не показывали, а в других странах он пользовался успехом. Но как Тарасова оказалась в Берлине…

Она появилась на свет 25 января (6 февраля) 1898 года в Киеве в семье профессора университета Константина Петровича. Ее мать, Леонилла Николаевна, была родом из польской княжеской семьи. Тарасовы жили дружно и весело. Вместе гуляли, катались на лодках по Днепру, пели — послушать Тарасовых всегда собиралась вся округа. Долгие годы актриса никому не говорила о своем дворянском происхождении. За это в 20−30-е годы по головке бы не погладили.

В своих анкетах, которые хранятся во МХАТе, Тарасова пишет о двух сестрах и одном брате. Лишь спустя годы стало известно, что детей в семье было пятеро. Ее брат Евгений в армии генерала Деникина работал в контрразведке. Об этом факте из своей жизни актриса предпочитала умалчивать. Да и о любимой сестре Лене уже в послевоенных анкетах (1941−1945 г. г.) Тарасова написала кратко: «Жила она во Франции, связи с семьей потеряны».

Когда в страшном 1937 году Алла Тарасова приехала на гастроли со МХАТом в Париж, она отыскала телефон сестры и позвонила ей. Поскольку встретиться они не могли, то договорились пройти по разным сторонам одной улицы. Позднее, вспоминая то время, Алла Константиновна скажет: «Это было больно и ужасно. Так мы прошли три раза. Я шла, глотая слезы. Сердце разрывалось на части. Я боялась слежки. А еще, что кто-нибудь узнает, что муж Леночки в Гражданскую войну воевал на стороне белых»

Когда Аллочке исполнилось 15 лет, она познакомилась с гардемарином Александром Кузьминым. Он ухаживал за ней три года. А потом девушка приехала в Москву и поступила в школу МХАТа. В это же время Кузьмин, теперь уже в чине лейтенанта флота, сделал ей предложение. И они поженились. Алла Тарасова только-только делала первые шаги на прославленной сцене. И она уже заметна, о ней говорят…

Как случилось, что на экране Тарасова появилась в немецком фильме? Объяснение — в трагедии русского народа, пережившего кровавую революцию. Дело в том, что весной 1918 года Александр Кузьмин вместе со своей женой вернулся в родной город Киев, затем вступил в армию Деникина. Когда через два года в их семье появился ребенок, сын Алеша, семейство Кузьминых переехало в Севастополь.

А затем были Константинополь, Прага, Берлин. Съемки фильма «Раскольников»… В конце 1922 года в Берлин приехали актеры МХАТа, которые отправились на гастроли по Западной Европе, Америке. Тарасова с мужем и ребенком поехала вместе с ними. И везде она играет с большим успехом. В одном из писем из Нью-Йорка Станиславский написал в Россию друзьям: «Тарасова просто стала здесь всеобщей любимицей… Она нам нужна. Надо сделать все, чтобы она вернулась вместе с нами в Москву…»

… В Москве актриса поселилась с сыном и мужем, которого взяли в штат МХАТа техническим сотрудником, в строении во дворе театра. И Алла Константиновна начинает привыкать к новой жизни. Первое время, как говорила она сама, частенько приходилось выступать в качестве «пожарной команды». Так она, в связи с болезнью главной исполнительницы, сыграла булгаковскую Елену в пьесе «Дни Турбиных».

Московская публика в 1933 году с восторгом приняла фильм «Гроза» по пьесе А. Островского, поставленный режиссером Владимиром Петровым. Образ Катерины, созданный Тарасовой, удивил своей мятежной страстью, способностью кинуться в любовь без оглядки. И почти в это же время в театре Тарасова поразила всех, сыграв Дездемону.

Позднее вышли киноленты с ее участием — «Петр Первый» и «Без вины виноватые». Зрители смотрели их по несколько раз.

Затем появятся новые роли в театре — Аня в «Вишневом саду», Ирина в «Трех сестрах», а также Саша в «Иванове», Соня в «Дяде Ване».

С мужем к этому времени Алла Тарасова уже рассталась. Ее захватила любовь к знаменитому актеру театра Ивану Михайловичу Москвину, несмотря на то, что он был старше Тарасовой на 24 года. А через10 лет в жизнь актрисы войдет другой мужчина. Им станет Александр Пронин, генерал-майор авиации. Москвин же вернется в свой дом, в бывшую семью. Но Москвин и Тарасова не один раз еще встретятся на сцене, а спустя годы сыграют вместе очень трогательно любовь двух людей в постановке «Последняя жертва» по пьесе А. Островского.

В 1937 году Алла Константиновна впервые создала образ Анны Карениной в театре. Вот что вспоминала ее племянница Галина Калиновская: «Другой такой премьеры в театре я не помню… восхищение, цветы, поклонники. На спектакле было правительство во главе со Сталиным… После спектакля занавес поднимали много раз…» После премьеры «Анны Карениной» актрисе было присвоено звание народной артистки СССР.

Вот так же своей игрой Алла Тарасова вызовет бурю эмоций у зрителей, но только спустя 20 лет, когда сыграет Марию Стюарт в одноименном спектакле. Вот как отзывалась о своей партнерше актриса Ангелина Степанова (королева Елизавета): «Забыть то, как играла Тарасова, невозможно… Талант актрисы огромен».

В годы Второй мировой войны Алла Константиновна вместе с коллегами по театру будет выступать в концертах для воинов Красной Армии. Фронтовые поездки, спектакли — ее хватало на все. Сын Тарасовой Алексей Александрович вспоминал, что «проходило время, а прошлые страхи всегда были с мамой… Но она их глубоко прятала в душе. И никогда не расставалась с крестиком, была глубоко верующим человеком…»

…Шел 1971 год. Однажды во время репетиции очередного спектакля у Аллы Константиновны заболела голова. Был объявлен перерыв, актеры разбрелись по сцене. Тарасова спустилась в зал, немного постояла в проходе, потом оглянулась на сцену и ушла. Больше в театр она не вернулась.

Тарасова умерла 5 апреля 1973 года, в 75 лет, в Москве. Актрису похоронили на Введенском кладбище рядом с ее матерью, которую она очень любила.

Однако имя Аллы Тарасовой навсегда осталось в истории русского театра. Она сумела воплотить женскую силу и красоту чувств на сцене театра, став поистине одной из «первых» актрис своего времени.

Обновлено 24.01.2011
Статья размещена на сайте 3.01.2011

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Пальчицкий Читатель 4 июня 2016 в 13:49 отредактирован 24 мая 2018 в 12:50

    Мне посчастливилось застать Аллу Константиновну на сцене довольно много,правда уже не молодую.Видел Марию Стюарт,Без вины виноватые,Чайку,Вишневый сад,Царскую милость,Кремлевские куранты,Валентин и Валентина,все видел по несколько раз.Сейчас конечно можно говорить о той манере актерской игры с пренебрежением,но это не правильно.Каждое время имеет свою эстетику.Главное,что все эмоции шли от сердца,а сегодня у актеров их вообще нет.Она была очень крупная актриса и очень красивая женщина.На своем 70-летнем юбилее она так гениально прочла монолог Маши ( из своей любимой роли в Трех сестрах),что сегодня уже мне 71,а такого исполнения я больше никогда и не слышал.

  • Смотрел Тарасову только в кино, в фильмах-спектаклях. Наверное, она была большой актрисой для своего времени. Но и тогда, и сегодня меня всегда раздражала эта наигранность, эта театральная условность игры в классической манере, игры по Станиславскому. Мне такой "перформанс" казался оторванным от жизни, от того, чем живут реальные люди. Наверное, поэтому тогда и возникли "Современник", "Таганка", товстоноговский...

  • Ольга Конодюк, признаюсь, что только раз видел на сцене Тарасову.. Даже и не вспомню, что был за спектакль. В гардеробе, принимая пальто, тетеньки с придыханием говорили мне: "Возьмите бинокль, ведь играет сегодня Тарасова..." Я и правда почувствовал, что сегодня у меня будет праздник.
    Но, ушла эпоха, ушли великолепные артисты: Яншин, Грибов, Гриценко, Евстигнеев и др. Пришло новое поколение актеров, и пусть во многом я не согласен с игрою, но...
    А может и я тоже постарел и пора...

    • Гема Гема, я признаюсь тоже люблю "стариков" театра. Они умели создавать образ. Каждый - яркая личность.

      Оценка статьи: 5

      • Ольга Конодюк, Вы знаете, мне пришлось поработать немного (лет 7) в театре Вахтангова... Встречаться с великим М.Ульяновым, очень простой человек был и светлая память ему. Как же любили его в театре, боже..
        Вот ушла личность в небытиё .. и вздрогнул театр.. Я видел, как упали плечи ведущих актеров театра (не называю фамилии), пришел прибалт(новый худрук, протеже Шведкова) в театр и всё..
        Я был там недавно... Нет уже той изюминки, нет уже того великолепия и того величия театра..
        Может и не прав, вся страна театр...

        • Гема Гема, Ульянов навсегда для меня один из великих актеров на все времена.

          Оценка статьи: 5

          • Ольга Конодюк, Ульянов болел сильно перед смертью.. У него была болезнь Паркинсона. Несколько раз предлагал ему свое плечо, но улыбаясь он отказывал...
            Везде в театре он был, как Бог.. Видел, в буфете (извиняюсь, не прав), просто отдавал кошелек официантке, сама вытаскивала денюжку и отдавала ему его за чай с булочкой.. Думаю, всё правильно, очень его любили все...

  • Вот это жизнь! Вот это судьба! Спасибо, Ольга, что рассказали!

    Оценка статьи: 5