1988 год специальным решением ЮНЕСКО был объявлен годом Макаренко в связи с его 100-летним юбилеем. Тогда же были названы имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века — это
Произведения Макаренко были переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд — «Педагогическую поэму» (1935) — сравнивают с лучшими романами воспитания
А в России десять лет назад к 115-ой годовщине Макаренко было выпущено 10 000 экземпляров первого полного издания «Педагогической поэмы». Вы скажете, что за странный тираж для многомиллионной читающей страны? Однако издатели до сих пор ломают голову, как реализовать «непродаваемую» книгу.
Несовременно? Неактульно? Наверное, не осталось в педагогике нерешённых проблем, благовоспитанные девочки и мальчики послушно ходят в школу, а детская преступность на нуле?
Почти сто лет назад, оканчивая Полтавский учительский институт, Макаренко писал диплом на тему «Кризис современной педагогики». Кто возьмёт на себя смелость утверждать, что сейчас ситуация в корне изменилась?
Он был странным человеком, этот Макаренко. Проработав два года в нормальной школе, тихий, скромный учитель истории бросает всё и идёт работать директором колонии для несовершеннолетних преступников недалеко от Полтавы. Он руководил ею с 1920 до 1928 года и постигал педагогику перевоспитания в боевых условиях, как солдат на поле боя.
Что двигало этим человеком? Ведь было очевидно, что своим решительным поступком он ставит крест на спокойной размеренной жизни. Может быть, та самая активная жизненная позиция, о которой стало немодно говорить в последнее время?
В начале 20-х в России, пережившей революцию и гражданскую войну, насчитывалось более 7 миллионов беспризорных детей. Они представляли собой огромную социальную беду и опасность. В борьбу с детской преступностью и беспризорностью огромный вклад внёс
Изобретённая им система перевоспитания полезным производительным трудом в коллективе превращала сборище малолетних преступников в дружную сплочённую команду. В колонии не было охраны, заборов, карцера. Самым суровым наказанием был бойкот, к которому прибегали крайне редко. Когда под конвоем доставляли очередного беспризорника, он брал ребёнка и категорически отказывался принимать его личное дело. Это известный макаренковский принцип авансирования хорошего в человеке! «Мы не хотим знать о тебе плохого. Начинается новая жизнь!»
В эти цифры трудно поверить, но факт — вещь упрямая. Через руки Макаренко прошло более 3000 беспризорников, и ни один (!) не вернулся на преступный путь, все нашли свою дорогу в жизни, стали людьми. Таких результатов не удавалось добиться ни одному исправительному учреждению в мире. Не зря его называют не только теоретиком, но и практиком массового и быстрого перевоспитания.
Макаренко был уверен, что только труд по душе, а не пошив рукавиц и клейка коробочек способствует успешному перевоспитанию. С 1928 до 1936 года он руководит трудовой коммуной им. Дзержинского и с нуля строит два завода по производству электромеханики и фотоаппаратов ФЭД,
Он был удивительным человеком, этот Макаренко. Вчистую освобождённый от воинской службы по причине слабого здоровья — врождённый порок сердца, ужасная близорукость и ещё целый «букет» болезней — любил военную форму, дисциплину, армейский порядок.
Имея совершенно непрезентабельную внешность — круглые очки с толстыми стёклами, большой нос, тихий хриплый голос — пользовался успехом у красивых женщин. Его, немногословного и медлительного, обожали воспитанники и так ревниво к нему относились, что он решил не жениться, чтобы их не травмировать. Кстати, так и сделал: только оставив педагогическую работу, он расписался со своей гражданской женой.
Любил детей, но к несчастью не имел своих, однако воспитал двоих приёмных. Девочка, дочь родного брата, белогвардейца, успевшего эмигрировать во Францию, стала впоследствии матерью известной актрисы Екатерины Васильевой. А с любимым братом он поддерживал отношения до 1937 года, пока жена, измученная постоянным страхом ареста, не потребовала прекратить переписку.
Он умер от разрыва сердца в возрасте 51 года, и это был тяжёлый удар для мировой педагогики. Систему Макаренко изучают и ценят во всём мире. Так, в Японии его работы переиздаются массовыми тиражами и считаются обязательной литературой для руководителей предприятий. Практически все фирмы строятся по лекалам колоний Макаренко.
В Россию, на родину, система возвращается в виде зарубежных методик «мозгового штурма», «умения работать в команде», «тим-билдинга», «повышения мотивации сотрудника». Всё это усердно изучается на всевозможных тренингах и семинарах, притом за немалые деньги. А может, проще почитать первоисточники?
Нарушая законы жанра, я, к сожалению, не могу ответить на вопрос, поставленный в заголовке статьи. Пусть он присоединится к двум другим любимым вопросам русской интеллигенции «Что делать?» и «Кто виноват?».
Единственный в России Педагогический музей А.С. Макаренко находится в Москве(ул.Екатерины Будановой, 18, м. "Кунцевская"). ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ на БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ОСНОВЕ, а также на ежемесячные МАКАРЕНКОВСКИЕ СРЕДЫ (2-я среда каждого месяца в 16часов). У нас собираются неравнодушные люди,рассказывающие о своём успешном педагогическом опыте по претворению в жизнь идей А.С. Макаренко.Если Вы из числа подобных людей или находитесь в педагогическом поиске, будем Вам рады! Милости просим!Заходите и на наш сайт "Правда об А.С. Макаренко" makarenko-sokolovy.ru
0 Ответить
Когда я слышала о Макаренко в последний раз?
Не припомню.
А вот читала совсем недавно. Трилогию Ф.Вигдоровой о его воспитаннике Степане Карабанове /Калабалине/.
А впервые читала Макаренко ещё лет в 12. "Педагогическую поэму" и "Флаги на башнях"
Спасибо судьбе за то, что она с детства подбрасывала мне хорошие книги).
0 Ответить
но много ли Суворовых, Алехиных и Макаренок? Их творческое наследие, несомненно заслуживает внимания, однако сейчас представляет скорее исторический, чем практический интерес.
Да, на этой шняге бабла много не подымешь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей В. Воробьев, вы правы, сейчас, к сожалению, в основном "бабло" рулит, в том числе и в педагогической среде.
0 Ответить
Кто -нибудь представляет Макаренко с его системой коллективного воспитания в современной России, или в Англии 20-х, 30-х годов прошлого века? Или В дореволюционной Росси? Я нет. Макаренко продукт своего времени и практическая ценность его наработок в современной педагогике весьма сомнительна. Вообще опыт уникальных людей, а Макаренко безусловно уникален, тоже уникален. Есть суворовская "Наука побеждать", есть учебники шахматные Ласкера и Капабланки и есть "Педагогическая поэма" А.С. Макаренко, но много ли Суворовых, Алехиных и Макаренок? Их творческое наследие, несомненно заслуживает внимания, однако сейчас представляет скорее исторический, чем практический интерес.
0 Ответить
Чук Гек, вы настолько хорошо знаете труды Макаренко, что судите о них так категорично?
Насколько мне известно в России и сегодня существуют и немало колоний для несовершеннолетних, и так ли уж опыт Макаренко не актуален сегодня? Что изменилось?
Неужели в России появилась какая-то новая идеология, которую я пропустил?
Тут многие пишут о первенстве личности, где вы видите сегодня в современной России личности, которым следовало подражать?
И чего коллективов в России больше не стало?
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Ури Фри,Насчет категоричности, просто я не имею привычки предварять свое мнение этим не совсем понятным мне "ИМХО". Колонии, конечно, никуда не делись, изменилось время, и весь социальный контекст; новая идеология действительно не просматривается, а, может быть, в современном мире она вообще постепенно сходит на нет. Какая идеология, скажем, в Великобритании, или в Канаде? Но коммунистическая идеология, по крайней мере как государственная, слава богу, канула в Лету. Это, впрочем, не означает, что в современной России нет людей, достойных подражания.
0 Ответить
Чук Гек, в западном мире идеология - личность, свобода отдельно взятого человека это символ развития демократии.
В России пока ничего подобного нет и демократии нет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ури Фри, Вот с этим я полностью согласен. Впрочем это давно уже общее место, и, боюсь, останется таковым надолго. Если же вернуться к Макаренко, повторюсь, не вижу, как его система воспитания смогла бы вписаться в современную дествительность. Правде, если немного пофантазировать...такая незаурядная личность, как Макаренко, думаю, смогла бы сказать свое слово и в педагогике нашего времени, адаптироваться, что-то переосмыслить. В конце концов всем нам лет двадцать с небольшим тому назад пришлось это сделать и некоторым это вполне удалось.
0 Ответить
Чук Гек, согласна с вами. его труды были своевременны и необходимы, но в наше время не актуальны
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А кого в России помнят из великих деятелей культуры, искусства, науки, общественной деятельности, кто при этом не занимался политикой?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Почему забыт Макаренко? Потому что его фишка в том, что он воспитывал воспитанников, отдавая предпочтению коллективному.
Сейчас тенденция такова, что каждый человек личность, нельзя воспитывать его в общей массе, ущемлять интересы личности.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гульфия Шахобова, личность воспитывает среда. А от Макаренко отшатнулись по принципу маятника. Не переживайте, лет через 20 все вернется на круги своя.
0 Ответить
Гульфия Шахобова, а если он не личность? Мало того еще и преступник! Или преступная "личность"!
Коллективное влияние это сильнейший рычаг воздействия на личность, особенно на личность.
Вокруг нет людей живущих вне коллектива, и даже самая самая независимая личность вынуждена подчиняться коллективу.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Ури Фри, как можно Макаренко не личностью? Или преступной личностью? нельзя не оценить его энтузиазм и самоотверженность и большой вклад в педагогику. Я говорила о другом, о том, что сейчас чтобы жениться не нужно проводить коллективное собрание или воспитывать человека при помощи коллектива. Коллектив в жизни человека играет большую роль, но все-таки индивидуальность превыше.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гульфия Шахобова, так я не о Макаренко, а о его воспитанниках!
А среди его воспитанников наверняка было много темных личностей, тем более подросткового возраста.
Что касается индивидуальности и коллектива, это в зависимости от той идеологии, которая рулит в обществе.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ури Фри, а если он не личность? Мало того еще и преступник!
я не поняла, что вы о воспитанниках, решила, что о Макаренко, сори.
насчет подростков, согласна, там были тяжелые подростки (время, возраст,колонисты), тяжело Макаренко пришлось
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Слишком уж идеализировали А. С. Макаренко. Сейчас его педагогика не подойдет для воспитания детей. Его образ называют - "раскачивающийся образ А. С. Макаренко", так как поменялось время и какие-то моменты стали неактуальны. автор не упоминает о том, что в его педагогике происходило ущемление личности человека. (Если вспомнить сюжет с Чоботом, который решил жениться, но мнение коллектива не разделило его точку зрения).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Весьма прилично. А к заморскому в наших пределах издревле относятся с удивительным преклонением и готовностью платить. Бизнес своего рода.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Слово "ас" как то не вяжется с педагогикой
а так статья годная.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юлия Индиктор, юбилей -летним быть не может.
Правильно: -летие
0 Ответить
Люба Мельник, Грамота.ру считает, что это сочетание вполне корректно. (Вопросы № 261324 и 223043.)
0 Ответить