Александр Николаевич Серов (11 (23) января 1820, Санкт-Петербург — 20 января (1 февраля) 1871, Санкт-Петербург) — русский композитор и музыкальный критик. Родился в образованной семье профессоров и юристов. Учился в знаменитом Училище правоведения, откуда вышли не только будущие правоведы и министры, но и поэты, и композиторы.
По настоянию отца делал карьеру. Когда Серова перевели в Симферополь, он служил там заместителем председателя Таврической уголовной палаты. Но любовь к музыке победила — со службы Серов ушел и занялся профессиональной музыкальной деятельностью.
Этому способствовала их дружба с другим выпускником училища — Владимиром Стасовым, будущим знаменитым музыкальным критиком. Впоследствии отношения претерпевали изменении и испытания, но два этих имени навсегда оказались вписаны в историю русской культуры.
К этому же времени относятся и первые опыты Александра Серова в сочинении музыки.
Но очень тяжело быть официально и одновременно творцом и критиком… Возможно, в жизни А. Серова это сыграло серьезную роль. Он уже стал общепризнанным музыкальным критиком. Но хотел творить сам. Отсюда — высочайшая требовательность к себе. Две свои первые оперы он уничтожил полностью. Последнюю — не дописал. Итак, композитор Серов уничтожил написанные в Симферополе оперы — «Мельничиха из Марли» и «Майская ночь», и мы сейчас лишены возможности хоть как-то послушать и оценить эти произведения.
Как музыкальный критик Серов написал несколько сотен музыковедческих работ, в том числе одно из первых отечественных исследований по народной музыке.
Первый успех в творчестве — опера «Юдифь», в дальнейшем — опера «Рогнеда». Но хотелось бы остановиться на самой известной опере композитора — «Вражья сила».
Ко времени задумки и реализации этого замысла А. Серов был уже известным на родине и за рубежом музыкальным и общественным деятелем.
На публичных лекциях Серова присутствовала и внимала лектору молодая женщина. Очень скоро Валентина стала женой А. Серова, затем — матерью знаменитого художника Валентина Серова. Она и сама стала композитором (первым известным русским композитором-женщиной) и автором опер. Валентиной Семёновной Серовой написаны оперы «Уриэль Акоста», «Мироед», «Илья Муромец».
Исключительной, огромной просвещенностью в деле искусства обладал весь тот круг, где Серову посчастливилось с детства вращаться.
Так сказал И. Репин — о художнике Валентине Серове. В атмосфере столь необычной семьи и рос будущий гениальный художник.
Тут еще можно отметить любопытный момент: молодая Валентина придерживалась левых взглядов и всю жизнь была под надзором полиции. А сам Александр Серов, который был значительно старше жены, довольно консервативен во взглядах и вполне лояльно относился к существующему порядку.
Государь император был два раза. В первый раз, 10-го декабря, придя на сцену, велел позвать к себе автора и говорил со мною очень любезно минут с десять. Во второй раз тоже приходил на сцену и, заметив меня в толпе артистов, изволил сказать мне несколько милостивых слов", — писал композитор после премьеры оперы «Рогнеда».
И, похоже, это отношение было взаимным:
Государь император во внимание к отличному таланту и замечательным музыкальным произведениям композитора, статского советника Александра Серова, Всемилостивейше повелеть соизволил производить ему в пенсион по тысяче рублей серебром в год из капитала его Величества.
После смерти мужа от инфаркта Валентина Серова завершила его оперу «Вражья сила», издала партитуру оперы «Юдифь». Она же подготовила к изданию 4 тома музыковедческих статей мужа. Впоследствии Валентина Серова написала воспоминания о муже и о сыне.
Об этой удивительной семье можно писать и писать, долго, подробно и интересно. Однако пора возвращаться ко второй части заголовка.
«Вражья сила» — опера
Великому драматургу Александру Островскому переделка не понравилась, он отказался ужесточать сюжет. Возникло недопонимание. Не знаю, как в то время обстояли дела с авторским правом, но как результат — композитор продолжил работу над оперой. Закончить ее в целом он успел, а вот оркестровать — нет. Эту работу выполнили вдова и друг.
Чем интересна эта опера? Напомню, что в XIX веке опера — важнейшее из искусств вообще, важнее, чем в XX-м — кинематограф. Музыка, драма-действие, исполнительское мастерство певцов, актерское мастерство, движение (а часто и балетные сцены внутри), живопись (декорации и костюмы) — все сочеталось в одной постановке. К тому же — принцип «сообщающихся сосудов», когда публика реагировала — либо одобрительно, либо недовольно (иногда до эксцессов). Плюс известный демократизм — высший свет в ложах и на первых местах, недорогая галерка — для студентов. И, наконец, это был период становления и начинающегося расцвета русского музыкального театра, нужно было «догнать и перегнать» Италию и Германию, что впоследствии и случилось.
Но ведь уже были первые русские оперы — Глинки и Даргомыжского. Начиналась активная деятельность Могучей Кучки (которую Серов, кстати, часто критиковал). Тем не менее «Вражья сила» стоит в особом ряду. И в первую очередь потому, что впервые на музыкальную сцену вышла «купеческая Россия», пусть и в историческом ракурсе. До этого главными героями были исторические деятели или легендарные личности — все, как положено в эпоху романтизма.
В этом отношении оперу Серова можно считать явлением уникальным. Сам сначала обращавшийся к легендарным сюжетам, композитор Александр Серов попробовал нечто совершенно неожиданное и необычное. К слову сказать, «купеческая Россия» так и осталась плохо представленной в русской музыке (в отличие от живописи). Тем более странно, что это удивительное сочинение не может похвастать большой любовью постановщиков.
Масленица сама становится «героем» оперы. Следующую столь яркую Масленицу мы увидим только через полвека — в балете И. Стравинского «Петрушка». Удивительно, что у Серова бесшабашное веселье тоже драматургически оказалось связано с трагической концовкой.
Сергей, тема любопытная. Я думаю, здесь - в обоих случаях - работают два разных психологических механизма.
Есть те, кто "по тренду дело отцов". Главное - связи. Эти горизонтально-вертикальные связи - они же в любой области работают: что в наук что в культуре (особенно там, где большая денежка), да хоть в военном деле. Увы.
А есть те, которые по молодости искренне считают, что я-де - ого-ого-ого! - все посмотрел, все знаю, сделаю лучше и круче родителей. )
Но первых все же больше, наверное.
0 Ответить
Галя Константинова, есть хорошие продолжения, напр., А.Миронов - он превзошёл своих предков вместе взятых, но добился всего не по протекции, а преодолевая неверие со стороны. Азимуты судьбы определяет семейная аура, хорошее окружение друзей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей, "семейная аура" - отличное выражение и, по-моему, совершенно реальная штука.
По сути. Там, где речь идет о чужих семейных делах, я немного теряюсь. Еще больше теряюсь, когда идет речь о сравнительных достижениях в гуманитарных сферах. )
Но, возможно, Вы и правы.
0 Ответить
Галя Константинова, я оцениваю как зритель, навскидку, без притязаний на точность в гуманитарных сферах. Главное - трепетное отношение к проявлениям способностей и склонностей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, а точности, наверное, и быть не может.
Поэтому все правильно.
0 Ответить
Галя Константинова, ОК! БУм продолжить в такЕм духе.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, конечно )
0 Ответить
"Оба лучше": и отец оставил службу юриста ради музыки и сын не пошёл по стопам отца, а занялся живописью.
А теперь стало назойливым трендом продолжать дело отцов. Бондарчук, Герман, Евстигнеев младшие так и не стали вровень. Даже Райкин и Ефремов далеко не дотягивают до своих знаменитых родителЕй. "Двери в славу - двери узкие..," (С)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Шаляпин. Песня Ерёмки в опере Серова "Вражья сила"
http://www.youtube.com/watch?v=973098m7VdQ
0 Ответить