В 70-х годах во Франции снимался телесериал «Михаил Строгов» («Michel Strogoff») по одноименному роману Жюля Верна. Ясное дело, события в романе происходят в России. Там и «сибирское восстание» против Александра II «татарского хана Феофара», и прочие фантастические жюльверновске истории. Есть там и героиня — Надя Федорова.
Этот роман многократно экранизировался: ну как же, столько экзотики! Такое впечатление, что «истории про Россию» в западном восприятии были куда экзотичнее, чем истории про полеты на Луну.
Экранизация 1975 года вышла с музыкой Владимира Косма. Конечно же, там есть и своя «Тема Нади». И что я слышу? Как и в «Теме Лары» из «Доктора Живаго» — без балалаек опять не обошлось. «Балалаечные интонации» пронизывают все эту красивую лирическую тему.
В отличие от Алекса Норта Владимир Косма (день рождения 13 апреля 1940) родился не в самой благополучной стране, но в благополучной семье. Семья Косма — одна из самых известных музыкальных семей в Румынии. И отец-пианист, и мать-композитор, и дядя-дирижер, и бабушка, учившаяся в Италии у знаменитого Феруччо Бузони. Поэтому и у Владимира была прямая дорога: сначала консерватория в Бухаресте по классу скрипки и композиции, затем — переезд в Париж и учеба у не менее знаменитой Нади Буланже (дочери русской певицы, пианистки и педагога с мировой известностью, воспитавшей целую плеяду настоящих звезд).
Владимир Косма тоже звезда — в хорошем смысле этого слова и в своем жанре. Около 200 саундтреков к фильмам — это значительный вклад в кино. Практические все известные нам французские комедии («Игрушка», «Укол зонтиком», «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Возвращение высокого блондина», «Папаши», «Инспектор-разиня», «Он начинает сердиться», «Бум», «Невезучие», «Не упускай из виду», «Чудовище», «Беглецы», «Ужин с придурком», «Хамелеон») блистательны не только благодаря знаменитому галльскому юмору, не только игре любимых актеров, но и музыке. И неизвестно еще, какой «процент популярности» можно отнести только за счет мгновенно узнаваемых мелодий.
200 саундтреков к фильмам, каждый шедевр в своем жанре — такая работа не могла остаться незамеченной. Были и первые места на Каннском кинофестивале, и национальная французская премия «Сезар» за лучшую музыку к кино. Владимир Косма также стал кавалером Ордена Почётного легиона.
Музыка — настроение, легкая, кажущаяся беспечной, однако чуть с грустинкой. Но описывать эту музыку нет смысла. Киномузыка тем и интересна, что позволяет очень легко интегрировать разные стили и возможности. Кроме необходимого «классического обрамления», естественны и джазовые вкрапления, и поп-элементы, и отголоски народной музыки разных культур.
У Владимира Косма все это настолько органично, что «невозможно оторваться» или впоследствии забыть. Именно это позволяет ему сейчас «собирать» все свои мелодии и делать из них симфонические поэмы для концертного исполнения на радость публике. И не нужно забывать, что у него есть и работы в классических жанрах — три оперы и кантаты. Но главное в его творчестве — это музыка к кино, сразу узнаваемая и незабываемая.
Если Владимир Косма жив, здравствует и, надеюсь, еще порадует нас своими саундтреками, то его однофамилец и коллега уже умер. Речь идет еще об одном Косма — Жозефе, тоже композиторе киномузыки.
___________
В комментариях можно вспомнить все любимые мелодии.
По мне, так на фоне некоторых наших композиторов выглядит бледновато...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А кого Вы имеете в виду? И что сравниваете с чем? Это важно.
1 Ответить
Галя Константинова, сравниваю, естественно, музыку к фильмам. Возьмите, к примеру, Гладкова или Рыбникова.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Mike Mike, правильно сравниваете. Вышеперечисленное - конечно, не хуже. А Гладкова и вовсе считаю гением. )
Но о последних, наверняка, уже много здесь написано. Поэтому начала с иностранцев, делая акцент на каких-то интересных и необычных фактах.
0 Ответить
Галя Константинова, так я ж согласен Но по своей шкале и на свой извращенный вкус имею право сравнить
А Гладкова и вовсе считаю гением
А я скорее уж Рыбникова, но они оба гении по большому счету. Может, еще про Денни Эльфмана или Анджело Бадаламенти что-нибудь опубликуете, если уж про музыку к фильмам говорить)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Mike Mike, спасибо. Я бы рада. Но Вы знаете, как ни странно прозвучит - это довольно трудоемкие темы. И очень важна обратная связь. А то иногда складывается впечатдение, что людям ничего уже не нужно и не интересно (правда, бывает, что обнаруживаешь результаты своих "тяжких изысканий" в чужих книгах или фильмах))).
Одним словом, Вы единственный, кто откликнулся .
Посмотрим.
0 Ответить
Галя Константинова, бывает, что человеку интересно, ну он и прочитал, а высказаться повода нет) Оценок я вижу несколько штук - уже я не один, а ведь нужно было собраться с силами и поставить))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Mike Mike, трагическую проблему "собраться с силами" знаю хорошо. )
Еще раз спасибо, хотя дело не в кнопочках, конечно. И даже не в том, как в древнем анекдоте: "А поговорить?". Что-то иное, возможно даже, не вполне материальное - ощущение.
0 Ответить
Галя Константинова, да не за что. Масса отличнейшей музыки было создано благодаря фильмам...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Mike Mike, согласна.
0 Ответить
"Игрушка"
https://www.youtube.com/watch?v=-kG8SvL_nEU
Укол зонтиком
https://www.youtube.com/watch?v=VyHdSKhAJ94
Чудовище
https://www.youtube.com/watch?v=jRDZh9XWEqo
0 Ответить
"Тема Нади"
https://www.youtube.com/watch?v=yDeP_ADBBls
Высокий блондин (симфоническая сюита)
https://www.youtube.com/watch?v=lH_8SeSPUM8
Папаши (музыка Владимир Косма)
https://www.youtube.com/watch?v=o0RlMwf5MNk
"Владимир Косма. Тема из фильма "Невезучие".
https://www.youtube.com/watch?v=6l9rVZk0FkI
0 Ответить