Нельзя сказать, что родители Альберта бедствовали, но и благополучным их материальное положение было сложно назвать. В поисках достатка Герман и Паулина переехали в Мюнхен, здесь же вскоре у Альберта появилась сестренка Мария.
Уже с детства в характере Альберта происходила внутренняя борьба. Случилось так, что будущий ученый начальное образование получал в католической школе. Мальчик так искренне верил всему, что преподносили на занятиях, что родители уже всерьез подумывали, что сыну предстоит карьера священника.
Но вскоре на смену набожности пришло увлечение естественными науками — Альберт с упоением погрузился в чтение научно-популярных журналов. Это и послужило тому, что он поступил в политехникум в Цюрихе, собираясь стать учителем физики. Здесь же Эйнштейн познакомился с будущей супругой — Милевой Марич.
Увлечение естествознанием набирало силу, преподаватели отмечали рвение студента, особенно его необыкновенные математические возможности. Но будущий первооткрыватель теории относительности был слишком независим в суждениях, часто спорил, шел против устоявшихся представлений. Когда Альберт получил диплом о высшем образовании, ни один из преподавателей не выказал желания помочь талантливому студенту в продолжении научной карьеры.
Для молодого Эйнштейна начался период испытаний. Сложности в поисках работы. Постоянного заработка не было — подработка от случая к случаю привела к тому, что Альберт вследствие регулярного голодания заболел. Неизвестно, как бы распорядилась судьба для молодого человека, если бы ему не помог сокурсник и товарищ Марсель Гроссман. Марсель поспособствовал другу при устройстве в Бернское Бюро патентов, где Эйнштейн и проработал более семи лет.
Но беда не ходит по одиночке — осенью 1902 года тяжело заболевает отец Альберта, при первом же мрачном известии Эйнштейн отправляется в Италию и едва успевает застать отца живым.
Испытания сплотили Альберта и Милеву — в январе 1903 года они решают пожениться.
Работа в Бюро патентов позволила Эйнштейну не только хоть как-то содержать семью, но и продолжить заниматься научной деятельностью. Уже в 1905 году германский журнал «Анналы физики» публикует три его статьи. Три статьи, как три искорки, зажёгшие революцию в физическом понимании мира.
С этого момента жизнь Альберта Эйнштейна круто меняется, молодой ученый получает мировую известность и множество предложений для научного сотрудничества.
…Со дня смерти Альберта Эйнштейна прошло уже более шестидесяти лет. Но все же хочется представить себе небольшую комнату с камином, где в кресле-качалке сидит укрытый пледом человек в годах. Человек, несмотря на возраст, с озорными глазами и непослушной шевелюрой. Под треск пламени в камине ему задают вопросы и получают ответы:
— Почему именно к вам пришла идея теории относительности?
«Порой я спрашиваю себя, как получилось, что именно мне посчастливилось стать автором теории относительности. Причина, по-моему, в том, что нормальный взрослый человек никогда не перестает размышлять о проблемах пространства и времени. Есть вещи, о которых он задумывался, будучи еще ребенком. Но мое интеллектуальное развитие шло с опозданием, в результате чего вопросы пространства и времени стали интересовать меня, когда я уже вырос».
— Какими знаниями должен обладать человек, чтобы сделать научное открытие?
«Воображение важнее знаний!»
— Вы уверены???
«Единственное, что мне мешает учиться, так это мое образование!»
— Кроме воображения нужно что-то еще?
«Очень мало людей способны невозмутимо выражать мнения, отличные от общепринятых предубеждений их социального окружения. Большинство людей не способны даже представить себе такое мнение».
— Хм. А как же здравый смысл?
«Здравый смысл — это сборище предрассудков, приобретенных до восемнадцатилетнего возраста».
— Идти против мнения большинства? Разве может один солдат идти в ногу, а остальные — нет?
«Вопрос, который ставит меня в тупик: сумасшедший я или все вокруг меня?»
— Вот-вот! Не кажется ли вам это не разумным?
«Если не грешить против разума, нельзя вообще ни к чему прийти».
— Что вы считаете самым интересным в жизни человека?
«Самая прекрасная вещь, которую мы можем испытать — это тайна. Именно она — источник настоящего искусства и науки. Того, кому чужды эти эмоции, кто уже не может удивляться и замирать в благоговении, можно считать мертвецом: глаза его закрыты. Проникновение в тайну жизни, сопряженное со страхом, дало толчок для возникновения религии. Знать, что непостижимое действительно существует, проявляя себя через величайшую мудрость и самую совершенную красоту, которую наши ограниченные способности могут постичь только в самых примитивных формах, — это знание, это чувство и служит основной настоящей религиозности».
— И напоследок: что вы пожелаете нашим читателям?
«Есть два способа жить: вы можете жить так, как будто чудес не бывает, и вы можете жить так, как будто все в этом мире является чудом».
— Хм. Не очень-то толпа приветствует тех, кто «не от мира сего», их считают чудаками, оторванными от реалии жизни. Как быть?
«А вот так!»
Взгляд скользнул по фото, где седой мэтр науки дурашливо показывает язык…
Семь лет математик Миньковский работал над геометрией многомерного континуума. Но как математику Нобелевская премия ему не светит... А тут за неделю до опубликования его трудов выходит статья его друга Альберта... Правда премию дали только через 12 лет, но ради лимона долларов можно и потерпеть... Ну, как версия...
0 Ответить
Вадим Поспелов, не лимона долларов, а всего 32 тысяч, правда тогдашних, которые были дороже лимона нынешних. К тому же, Энштейн отдал всю нобелевскую премию своей бывшей жене, как и обещал заранее (!), при разводе.
0 Ответить
Анатолий Григорьев, Да я и не против.
Просто эту последовательность событий была в статье про Эйнштейна несколько лет назад. Дело в том, в начале 20 века была расхожая шутка что: "понять смысл открытия Эйнштейна могут всего три человека в мире. И при этом сам Эйнштейн в их число не входит". Дело в том, что за долго до Эйнштейна доказательство E=mc2 вывели из уравнения зависимости скорости движения молекул газа от температуры. Но тогда его отвергли, т.к. доказательство не учитывало, что газ, в котором молекулы движутся с околосветовыми скоростями, уже не газ, а плазма, а значит описывается другими уравнениями.
Вся заслуга Эйнштейна была в том, что он дал то же самое доказательство, но в качестве довода о переходе газа в другое агрегатное состояние отослал всех к выкладкам Миньковского, которые и "подгадались" очень удачно.
0 Ответить
Неплохо однако, я тоже люблю показывать язык
Оценка статьи: 5
0 Ответить