Юлия Турукина Профессионал

Вивьен Ли - вечно живая богиня экрана. Какая судьба ждала великую актрису? Часть 2

Лоуренс Оливье значительно повлиял на отношение Вивьен Ли к профессии актрисы: он научил её задумываться над мотивацией, поведением своего персонажа. Вивьен теперь начала задавать режиссёрам своих картин и спектаклей такие вопросы: «А почему моя героиня так поступила?», «Что чувствует она в данный момент?»

В 1937 году она снялась в военной драме Виктора Сэвилла «Мрачное путешествие», в котором сыграла швейцарскую шпионку Мадлен Годдар, влюблённую в главу немецкой разведки. Картина по общему признанию получилась неплохой, но не блестящей. Вивьен снова удостоилась сдержанных похвал обозревателей.

Вскоре после этого она сыграла свою первую крупную комедийную роль в кино — очаровательную Викторию Гоу, дочь политика, обвиняемого местной газетой в преступлении против бедной жительницы городка в фильме Йена Далримпа и Виктора Сэвилла «Буря в стакане воды» по одноимённой пьесе немецкого драматурга Бруно Франка.

На съёмках этой картины она познакомилась с известным актёром Рексом Харрисоном, влюбившимся в Вивьен с первого взгляда, но его чувство осталось без ответа. Как он отметил, всё, чего ей хотелось — это говорить о Ларри. В перерывах, как вспоминает Харрисон, она ходила смотреть спектакль «Гамлет» с Лоуренсом Оливье. Через год Ли и Харрисон снова встретятся на съёмочной площадке во время работы над лирической драмой Тима Уилана «Переулок святого Мартина» — лучшей картиной Вивьен до «Унесённых ветром».

Вивьен постоянно спорила с режиссёрами «Бури». Например, Сэвилл хотел, чтобы Ли, забираясь в автомобиль, упала. Вивьен же совсем не хотела выглядеть неуклюже на экране и отвергала предложения режиссёра. Всё же они нашли общий язык, сойдясь на том, что героиня Вивьен должна случайно сесть на леденец маленькой девочки.

Вивьен понимала, что достойна более сложных и глубоких ролей. В том же году она прочитала нашумевший роман Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» и поняла, что она должна сыграть Скарлетт О' Хара в возможной экранизации романа. Ведь Вивьен, как и Скарлетт, отличалась таким же непоколебимым характером, стальной волей и упорством. Ретта Батлера она видела только в исполнении Лоуренса Оливье. Этими планами она даже поделилась со своим агентом Джоном Глиддоном. Впечатление, произведённое романом, было настолько сильным, что Вивьен даже подарила по экземпляру книги каждому актёру комедийных спектаклей «Ибо мы должны» и «Крикет в Белфри», в которых играла главные роли Памелы Годлинг-Френч и Джессики Мортон, соответственно. Спектакли, кстати, через месяц был закрыты.

Пока же она утоляла свою тоску по серьёзным ролям в театре. Лоуренс Оливье добился назначения от руководства театра Вивьен на роль Офелии. Он отказывался играть без Вивьен. На самом деле, на эту роль метила его жена Джилл Эсмонд, но, узнав о требовании Оливье, она поняла, что увлечение мужа Вивьен Ли более чем серьёзно.

Премьера спектакля с участием Вивьен была встречена с восторгом. Об этом даже написали советской газете. «Гамлет» стал первым долгоиграющим спектаклем Вивьен и Лоуренса. Когда в 1948 году Лоуренс возьмётся за экранизацию великой пьесы (к тому моменту Вивьен было уже 35, роль ей была заказана), то на роль Офелии он утвердит юную Джин Симмонс, очень похожую на Вивьен в юности. К сожалению, уже во время репетиций этого спектакля у Вивьен начали проявляться первые признаки биполярного расстройства: она могла неожиданно накричать на Оливье и потом как ни в чем не бывало продолжать репетицию.

Ещё одним серьёзным театральным прорывом Вивьен в том году была роль королевы эльфов Титании в постановке пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь». Именно на премьере этого спектакля присутствовала королевская семья. Двенадцатилетняя принцесса Елизавета (будущая королева) так была увлечена происходящим на сцене, что чуть не вывалилась с балкона. К счастью, вовремя подоспевший охранник предотвратил трагедию. После спектакля Вивьен с актёром Робертом Хеллманном, исполнявшим роль короля эльфов, поклонились юным принцессам, но во время поклона их головные уборы сцепились и им пришлось пятиться, чтобы освободиться. Этот эпизод ещё долго со смехом обсуждался в театре.

В начале 1938 года было объявлено о том, что роман «Унесённые ветром» всё-таки будет экранизирован, хотя сама создательница романа была против этого и демонстративно отказалась писать сценарий фильма. Поиски подходящей актрисы превратились в задачу № 1 чуть ли не для всей нации. На роль Скарлетт претендовали самые известные актрисы того времени — Полетт Годдар, Джин Артур, Джоан Беннет, которые были гораздо более известны в Америке, нежели Вивьен Ли. Немыслимая конкуренция!

Насчёт Ретта Батлера не было никаких сомнений — это вылитый Кларк Гейбл! Гейблу же только и оставалось удивляться такому единодушному мнению. Он совсем не горел желанием сниматься в этом фильме. За роль Батлера тоже развернулась нешуточная конкуренция. Одним из явных претендентов был американский актёр Роберт Тейлор.

Узнав о том, что Тейлору пророчат роль Батлера, Вивьен нанимает американского агента и специально снимается в комедии Джека Конуэя «Янки в Оксфорде» — только ради того, чтобы показать американским продюсерам (фильм снимался при поддержке американской киностудии), как органично смотрится с Тейлором на экране.

Ради этого она также отказалась от предложения сыграть главную героиню, сочтя её слишком положительной, выбрав более яркую и схожую с образом Скарлетт роль — молодой жены пожилого продавца букинистики Эльзы Креддок, крутящей втайне от мужа романы со студентами колледжа. Для роли ей наносили вульгарный макияж и делали совсем непривычную причёску. Роль Эльзы стала своего рода тестом на роль Скарлетт.

Хоть Скарлетт и не была вульгарной и легкомысленной мещанкой, как Эльза, она была такой же дерзкой и привлекательной для мужчин. Во время работы над этим фильмом между режиссёром и Вивьен постоянно происходили ссоры по пустякам, и Вивьен даже предупредили о том, что если она не станет спокойнее, главных ролей в других фильмах она может не ждать. Никто тогда и не мог подумать, что виноват вовсе не характер Вивьен, а уже проявляющийся сильнее маниакально-депрессивный психоз.

Фильм, на который возлагала такие надежды Вивьен, принёс свои результаты: Роберт Тейлор оценил старания Вивьен и вскоре посоветовал её продюсеру Дэвиду Селзнику на роль Скарлетт, да и американский агент Ли тоже предложил Селзнику посмотреть именно этот фильм. Селзник остался доволен увиденным и тотчас же занёс актрису в длинный список претенденток на роль. С февраля по август он посмотрит все картины Вивьен и, поразившись таланту девушки, сильно сократит список до 4-х имён: Полетт Годдар, Джин Артур, Джоан Беннет и Вивьен Ли.

Желание избавиться от имиджа милой положительной героини подтолкнуло Вивьен Ли согласиться на роль обольстительной Серины Блэндиш в одноимённом спектакле по роману «Идеальная женщина» Э. Багнид. Первоначально планировалось, что режиссёром станет Лоуренс Оливье, но в последний момент его заменили другим режиссёром. Постановка оказалась удачной, и театральные критики заметили, как изменилась в лучшую сторону игра Вивьен. Она начала отыскивать в себе новые грани.

Через несколько месяцев она сыграла роль танцовщицы Либерти в фильме Тима Уилана «Переулок св. Мартина», обладающую живым многогранным характером, в котором соединились и наивная девушка, и Femme Fatale, как и у Скарлетт. «Переулок св. Мартина» можно назвать самым лучшим фильмом Вивьен до принесших мировую славу «Унесённых ветром». Эта пронзительная драма о жертвенной любви уличного музыканта Чарльза в исполнении легендарного Чарльза Лоттона к юной танцовщице Либерти считается классикой мирового кино.

Чарльз Лоттон и Вивьен Ли, в отличие от своих героев, друг другу не симпатизировали. Лоттон же, несмотря на прохладное отношение к Вивьен, помогал ей на съёмках: приезжал в свой выходной и подсказывал ей реплики. Он был гораздо опытнее и прекрасно понимал, как тяжело бывает начинающим актёрам. Как замечает в своих воспоминаниях один из актёров фильма, Вивьен вряд ли сделала бы что-нибудь подобное для Лоттона.

Совсем скоро — Вивьен даже и не знала об этом — Селзник, уже ведущий переговоры с Корда, пригласит её на пробы, и её жизнь изменится навсегда.

Продолжение следует

Обновлено 10.11.2015
Статья размещена на сайте 4.11.2015

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: