Памятник В. Попкову установлен и в Гаграх, где он совершил свой первый полёт, есть памятник на могиле Героя на Новодевичьем кладбище в Москве, а также мемориальная доска на доме, где он жил.
Попков был членом трёх престижнейших ветеранских организаций: Российского клуба асов, немецкого клуба лётчиков-истребителей и американского клуба Орлов. Американцы вообще включили его в десятку сильнейших асов мира. В Пентагоне на специальной плите фамилия В. Попкова выгравирована среди 23 лучших советских асов. Согласно официальной статистике, он произвел 648 боевых вылетов, участвовал в 117 воздушных боях, сбив 41 самолёт противника лично, в том числе один тараном, а ещё 13 — в составе группы, 123 раза штурмовал аэродромы и наземные цели противника.
24 июня 1945 года В. Попков шел в 1-й шеренге Героев Советского Союза 1-го Украинского фронта по Красной площади во время Парада Победы.
Но воздушные бои и победы в них с окончанием Великой Отечественной для Попкова не прекратились. В ходе Корейской компании с апреля 1951 по февраль 1952 года он служил заместителем командира 324-й истребительной авиационной дивизии Ивана Кожедуба. Попкову, занимавшемуся подготовкой и переподготовкой китайских и северокорейских лётчиков на новые модели самолетов, поставляемых из СССР, только изредка приходилось вылетать на боевое дежурство. Однако ему всё же удалось самостоятельно сбить 4 американских самолёта, а самое главное — он принудил к посадке на полосу морского прибоя самолет Б-29 с секретной аппаратурой на борту.
Следует познакомиться ещё с двумя цифрами. В мае 1945 года, когда закончилась война, капитану Попкову исполнилось 23 года, а в момент возвращения из Кореи он приближался к своему 30-летию. Впереди дважды Героя Советского Союза ожидала долгая и счастливая мирная жизнь, но сейчас узнаем, как эта жизнь начиналась.
В рабочей московской семье, жившей в коммунальной квартире в Нижнекисловском переулке на Арбате, в красный день календаря — 1 мая 1922 года, родился сын, которого родители назвали Виталий. Его отец, участник гражданской войны, водивший там бронеавтомобиль, член ВКП (б) с 1917 года, работал шофёром-механиком в гараже ВЦИК, располагавшемся в Манеже и обслуживавшем высшее руководство страны. Мальчик гордился отцом и стремился во всем походить на него.
С самого раннего детства он любил что-нибудь мастерить. Узнав, что недалеко от дома находится авиамодельный кружок, Виталий в него записался. С этой поры авиация стала его заветной мечтой, а было ему тогда 8 лет от роду. Авиамодели Виталию удалось помастерить несколько лет, а в 1934 году вся семья вместе с младшим братом Борисом переехала в Гагры. Дело в том, что Иван Попков получил новое назначение, его направили работать в Абхазию вначале водителем правительственных машин, а затем завхозом дачи, где любил жить Сталин. Мама была на даче сестрой-хозяйкой, а по совместительству — личным библиотекарем вождя. Учился Виталий в школе № 9 города Сочи.
Виталий подружился с Василием, сыном Сталина. Эта дружба поддерживалась практически до конца жизни Василия Иосифовича.
В правительственном пионерском лагере, расположенном на Холодной речке, неподалеку от города Гагры, Виталий увлёк авиамоделизмом новых друзей, организовал там кружок, учил ребят изготовлению моделей. Наверное, случайностей не бывает, ведь, согласно марксистской философии, случайность — это неосознанная необходимость. Вот такая случайность и поставила окончательную точку в определении жизненной цели Виталия.
Как-то лагерь посетил нарком тяжёлой промышленности СССР С. Орджоникидзе. Познакомившись с кружковцами, он сделал им неоценимый подарок — набор деталей настоящего планера. Мальчишки изготовили катапульту для его запуска, установили её на высоком обрыве над морем, собрали там планер, взгромоздили его на катапульту и… обрубили канат. Планер, подхваченный восходящим потоком воздуха, взмыл вверх. В тот день Василий и Виталий впервые оторвались от земли. Одному к тому времени исполнилось 14 лет, а другому 13. Именно тогда у них возникла мечта стать лётчиками.
Вскоре семья Попковых вернулась в Москву и Виталий смог больше времени посвящать любимому увлечению. Он по собственным чертежам изготавливал детали авиамоделей, мастерил их и запускал в воздух. Увлечение авиамоделизмом в те времена было повальным. В стране одно за другим проводились соревнования летающих моделей. Принимая в них участие, Виталий добился больших успехов. Его модель четырёхмоторного тяжёлого бомбардировщика ТБ-3, того самого, на котором Водопьянов сел на Северном полюсе, установила два всесоюзных рекорда. Ещё один рекорд поставила его модель планера-парителя, пролетевшая не один десяток километров и залетевшая за Подольск. Полученные им призы вызывали зависть даже у взрослых: велосипед и патефон по тем временам были роскошью.
Одновременно Попков занимался в тушинском аэроклубе, который он закончил, ещё будучи учеником 10 класса. Закономерно, что сразу после окончания с отличием средней школы Виталий поступил в знаменитую Чугуевскую военную школу пилотов. Он был одним из лучших курсантов, и после окончания училища был оставлен в нём инструктором. Ещё одним «чугуевским» выпускником 1941 года, оставленным там инструктором, был И. Кожедуб.
Тот выпуск солдат победы был единственным и уникальным по результатам, которых добились его выпускники: 59 Героев Советского Союза, а среди них шесть — дважды, и один — трижды. Необычность его и в том, что молодые лётчики прибывали на фронт в форме, в петлицах которой наряду со стилизованным самолётом, так называемой «птичкой», красовались по два красных треугольника. Их выпустили сержантами. В связи с ухудшением международной обстановки Народный комиссариат обороны принял решение с 1 марта 1941 года сократить сроки обучения в Чугуевском военном авиационном училище, чтобы увеличить выпуск лётчиков-истребителей, и переименовал его в 9-ю Чугуевскую военную школу пилотов. В развитие этого решения нарком обороны маршал Тимошенко издал приказ выпускать молодых лётчиков не лейтенантами, а сержантами.
Сразу же после начала войны в связи с приближением фронта школу передислоцировали. Учебная эскадрилья, возглавляемая инструктором В. Попковым, была переведена вначале в Батайск, а затем в азербайджанский город Евлах.
Попков писал рапорт за рапортом с просьбой перевести его в действующую армию, но только шестой рапорт возымел успех. Его отозвали из училища и в мае 1942 года направили на фронт в 5-й истребительный полк военной авиации. Начинался новый этап его жизни.
Пока люди помнят историю- жива душа народа
0 Ответить
Татьяна Суворова, в этом я с вами абсолютно солидарен.
Спасибо за внимание
0 Ответить
Владимир Жестков, Спасибо за всю серию.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Озеров, это Вам спасибо за внимание
0 Ответить