Ведь после окончания войны высвободилось несколько миллионов работоспособных молодых людей, которые ничего, кроме как прекрасно воевать и убивать врага, не умели. Всех солдат победы надо было пристроить к делу, чтобы они смогли всецело посвятить себя восстановлению народного хозяйства. А вот тех, кто смог проявить себя как думающие воины, кто, несмотря на молодость, добился больших успехов на полях сражений, следовало учить дальше. Надо было крепить обороноспособность нашей Родины.
Виталию Попкову было 23 года, когда война закончилась. Это был опытный военный лётчик, капитан, прошедший все ступеньки военной карьеры — от рядового пилота до командира эскадрильи, по праву носящий массу боевых наград и удостоенный звания дважды Героя Советского Союза. До июня 1946 года он продолжал служить командиром эскадрильи в составе Группы советских войск в Германии. Было, правда, небольшое отвлечение от службы, связанное с участием Попкова в Параде Победы, когда он прошагал по Красной площади в первой шеренге 1-го Украинского фронта, но это была некая неосязаемая, но чрезвычайно почётная награда за ратный труд.
Вскоре он был откомандирован слушателем в Военно-воздушную академию в Монино, которая впоследствии получила имя Гагарина. Академию майор Попков окончил с отличием в 1951 году, после чего был назначен командиром полка в Таврическом военном округе в Крыму. Однако в части он только числился, поскольку в том же мае был откомандирован в Корею для выполнения интернационального долга. Именно в Корее Попков увеличил счёт своих боевых побед ещё на 4 — на этот раз американских самолётов.
Во время Корейской войны В. Попкову было досрочно присвоено очередное воинское звание подполковник (1951 г., июнь), а после возвращения — полковник (1953 г., декабрь).
В 1953 году Попкову представился уникальный случай присутствовать при открытии памятника самому себе. Как дважды Герою Советского Союза ему был поставлен бронзовый бюст в Самотечном (ныне Екатерининском) сквере в Москве.
В день открытия памятника произошёл курьёзный случай. С памятника сдернули покрывало, ораторы произнесли все необходимые по такому случаю слова, а когда все разошлись, остались два человека. Это были автор бюста Лев Кербель и Виталий Иванович. По воспоминаниям Попкова, они разбили о постамент бутылку шампанского, как бы отправляя памятник в долгое плавание, затем достали бутылку коньяка и тут спохватились, что забыли взять с собой стаканы. Однако фронтовой опыт не подвёл. В качестве закуски у них был разрезанный поперёк огурец. Всю сердцевину из него удалили и получили два оригинальных сосуда. Но в тот момент, когда они уже поднесли коньяк ко рту, их остановил бдительный милиционер: нарушаете, мол, порядок граждане, придётся вас в отделение препроводить. Кербель попросил посмотреть на бюст и на стоящего рядом с ним нарушителя. Обомлевший от удивления милиционер растрогался и даже выпил с ними огурчик коньяка.
Подобных этой историй, якобы случившихся в этом сквере в разные годы, рассказано немало. Однако я считаю рассказ Попкова самым достоверным.
После возвращения из Кореи Виталий Иванович некоторое время служил в ВВС Черноморского флота, а начиная с 1954 года был переведен в ВВС Балтийского флота, вначале в должности командира истребительной авиадивизии, затем помощника командующего. А с 1958-го, после присвоения ему звания генерал-майор, и по 1962 год он был заместителем командующего ВВС Балтийского флота.
Затем последовало двухгодичное обучение в Военной академии Генштаба, которую Попков окончил с золотой медалью. В 1964—1966 годах он служил в одном из отделов Генштаба, а начиная с 1966 вплоть до 1980 года генерал-лейтенант Попков служил генерал-инспектором авиации Военно-Морского флота Инспекции ВВС. В 1967 году ему присвоили почётное звание Заслуженный военный лётчик СССР.
И всё это время лётчик оставался лётчиком. Он летал. И не просто летал. Попков освоил почти все реактивные истребители. Как МиГи (от МиГ-9 до МиГ-21), так и многие Сушки (Су-7, Су-9, Су-15). Однако годы неумолимы и свой последний вылет Виталий Иванович совершил в 1979 году. Было ему в то время всего лишь 57 лет.
Вынужденно покинув небо, с воинской службой генерал не расстался. Он начал осваивать новое, не вполне знакомое для него дело. В 1980 году Попкова назначают начальником факультета подготовки иностранных специалистов Военно-Воздушной инженерной академии имени
Нельзя сказать, что он раньше чурался педагогики. Воспитывать молодежь он начал, сам ещё не успев выйти из этого возраста. Знаменитая сцена из фильма Л. Быкова, когда комэск Титаренко воспитывает в бою старлея Скворцова, никем не выдумана — просто был использован реальный случай из боевой жизни Попкова. Да и во время Корейской войны он учил воевать китайских и северокорейских лётчиков, но это были скорее вынужденные обстоятельствами уроки мастерства. В Академии началась планомерная педагогическая работа. Попков оказался неплохим учителем, при этом он не прекращал учиться и сам, терпеливо овладевая секретами новой для себя ипостаси.
С 1980 года Попков — заместитель начальника Академии, одновременно возглавляя спецфакультет. С апреля 1989 года генерал-лейтенант Попков, находясь на заслуженном отдыхе, ни минуты не сидел без дела, вёл большую военно-патриотическую работу.
На многочисленных фотографиях последних лет жизни В. Попков одет в китель с погонами генерал-полковника. Оказалось, что это «звание» было присуждено ему в начале этого столетия от имени так называемого «Постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР» его председателем — небезызвестной Сажи Умалатовой. Хочется верить, что Виталий Иванович был попросту введён в заблуждение, приняв эту акцию за действительное награждение.
Скончался легендарный ас 6 февраля 2010 года. За заслуги перед Родиной похоронен на мемориальном Новодевичьем кладбище. Он был последним живым из великой десятки советских лётчиков-истребителей.
Владимир! Спасибо за Ваш цикл о людях, которыми мы должны гордиться.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Дюжинская, большое спасибо Вам за внимание и высокую оценку
0 Ответить