Олег Агаев Мастер

Константин Васильев. Что мы знаем о великом художнике?

Русского человека всегда волновала своя история. Огромным успехом пользуются фильмы, книги, стихи о былых временах. Еще большим успехом пользуются творения, посвященные героизму, патриотизму, военным успехам русских людей. Издревле люди пытались запечатлеть славу предков и в картинах.

Широко известны полотна таких художников, как Васнецов, Врубель, Нестеров, Репин, Суриков… В этих творениях ясно виден дух эпохи, дыхание древних битв, конфликтов, побед. К сожалению, XX век не привнес много имен в русский батально-патриотический жанр, но такой человек, как Константин Васильев явно заслуживает чести встать рядом с великими классиками.

К. Васильев родился 03.09.42 в самый разгар оккупации в городе Майкопе. Его отец был обыкновенным рабочим, а мать принадлежала к семье известного живописца И. И. Шишкина. Больший период жизни он прожил в поселке Васильево, под Казанью. В 1961 году с блеском окончил Казанское художественное училище.

С детства художник интересовался живописью, приходя в восторг от красоты родного края, он махом прочитывал книги о русской старине, сказки, былины и в картинах отражал все то, что всегда волновало его душу — мощь богатырей, неповторимость русской природы, самобытность древних городов и поселений.

Как и многие живописцы, Константин довольно страстно искал свой стиль и направление — вновь и вновь менял свой подход к рисованию. Сначала он увлекся сюрреализмом, создавая картины в духе Сальвадора Дали и Пабло Пикассо («Струна», «Вознесение», «Апостол»). Но довольно быстро разочаровался в нем. Так он говорил своим друзьям: «Единственное, чем интересен сюрреализм, это своей чисто внешней эффектностью, возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли, но отнюдь не глубинные чувства». Отойдя от сюра, Васильев погрузился в экспрессионизм, написав цикл картин («Квартет», «Грусть королевы», «Видение», «Икона памяти», «Музыка ресниц»). Когда его мастерство по изображению внешних форм достигло апогея, Константин снова меняет направление: он боится потерять свою творческую силу за изображением пустых по глубине смысла картин.

Струна Именно в этот момент художник нашел то, что будет вести его все последующие годы по творческому пути. Поначалу увлекшись русскими пейзажами, Васильев все больше стал проникать в удивительный мир исконно-русской культуры. Позже своим учителем он назовет Васнецова и даже посвятит ему картину «Гуси-лебеди».

Северный Орел Из-под его кисти выходят грандиозные пейзажи, разбавленные человеческими портретами, поражающими своей жизненностью. Тогда и родились самые известные творения художника («Ожидание», «Человек с филином», «Северный орел»), символы русской самобытности и глубинной русской души. На этой волне Васильев напишет множество картин батального жанра, в том числе посвященные Великой Отечественной войне («Прощание славянки», «Маршал Жуков», «Тоска по родине»).

Прощание славянки Его стиль работы очень индивидуален — каждую свою работу он писал под музыку. Художника вдохновляли песни, наполненные живой энергетикой, несущие в себе печать человеческого разума и чувств. Это русские народные песни, это, конечно же, классика (особенно он любил Шостаковича), это и военно-патриотические песни, которые появились во время войны. Возможно, поэтому к его картинам хочется прислушиваться. Огонь же он изображал специальными светящимися красками.

К сожалению, при жизни гениального художника притесняли официальные власти и многие критики, обвиняя в «русском фашизме». Ему долго не разрешали выставляться, призывали прекратить писать бесполезные «несоветские» картины. Да и после смерти художника, несмотря на вроде смягчившиеся отношения, до перестройки его картины преследовались, были попытки их уничтожить. Только благодаря старанию жителей Коломны, большинство работ удалось сохранить и поместить в музей.

Человек с филином Когда художник закончил писать легендарную картину «Человек с филином», он сказал своей матери: «Теперь я знаю, как надо писать», через несколько дней его не стало. 29 октября 1976 года несчастный случай прервал жизнь Константина Васильева на 35 году жизни. Официальная версия трагедии — был сбит поездом на железнодорожном переезде. Но, учитывая, насколько нелепа и неожиданна была его гибель, возникают некоторые сомнения, было ли это на самом деле несчастным случаем. Увы, мы не властны над превратностями судьбы, но великий русский дух молодого творца будет вечно жить в его картинах, напоминая нам о самобытности и величии нашей Родины и её народа.

Обновлено 3.09.2007
Статья размещена на сайте 1.08.2007

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Какая замечательная статья! Обязательно постараюсь выбраться в музей этого художника!

  • Будет полезно добавить несколько ресурсов.
    http://www.mmkv.org/ - Музей Константина Васильева
    http://www.vasilev.info/ - Сайт посвященный художнику

    Оценка статьи: 5

    • Олег, могу лично показать музей, как будешь в Москве. А на счет картин. Когда я находился в музее, то хотелось посидеть на полу и впитать ту атмосферу. А картины девушек тех "нельзя" смотреть, они настолько хороши, что разочаровываешься в окружающих.
      За статью 5. Спасибо.

      Оценка статьи: 5

      • Потому, наверное, будучи девушкой и не могла смотреть на его девушек: другой типаж, причём какой-то несовместимый. Художник был любим с первой же увиденной картины, только пусть бы чуть другими были эти лица.

        Оценка статьи: 5

  • Познавательно. Картины талантливые, оригинальные, но какие-то... недобрые. Хороший художник, но как-то от его картин холодно делается. Лица недобрые все.
    Но статья хорошая, полезная.

    • Спасибо! Согласен - мало веселых лиц, да картины у него соответствующие. В основном военный профиль - Ведь не радостна внутренняя сторона солдата идущего на отечественную войну или витяза видящего разоренные татарами деревни...

      И потом у него есть и радостные картины, прекрасные пейзажные зарисовки, просто изумительной красоты женские портреты...

      http://rusgenre.narod.ru/gal5/photo27.htm - здесь есть немногое из его картин - чисто для ознакомления.

      Оценка статьи: 5

  • За информацию о судьбе художника - спасибо .

    Оценка статьи: 3

  • Этого художника я узнала уже давно. Как-то в "Огоньке" или в "Смене " были репродукции его картин.
    Я тогда просто поразилась его самобытности и правдивости.
    Так воспеть красоту русского человека, уловить что-то исконно российское, арийское...
    А потом, когда он неожиданно погиб, о чём я узнала случайно, я так и подумала, что ему помогли.
    И не важно, что он пьяный ездил. Тот, кто ему помог уйти, просто просчитали, как будет естественнее.
    Талькову же тоже угрожали, чтоб он не пел "фашистские" песни, и что с ним в конечном итоге случилось?
    И Васильеву, и Талькову – светлая память, настоящим патриотам и истинно русским людям!
    Спасибо Вам за статью, Олег!
    5+

    Оценка статьи: 5

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 3 сентября 2007 в 14:29

    Жаль, что не акцентировали внимание редакторов на дате, сегодня 65 лет со дня рождения.

    • Только сегодня об этом догадался (((
      Как то пролетело мимо - в последнее время временное восприятие немного нарушилось.
      Спасибо за своевременную публикацию!

      Оценка статьи: 5

  • печальная судьба... Спасибо что напомнили, Олег!

    Оценка статьи: 5

  • Константин Васильев - новый виток популярности!

    Константин Васильев - великий художник, кстати, он очень популярен сейчас у молодёжи,
    вместе с созвучными книгами Сергея Алексеева.
    Музей художнка в Москве- в районе
    метро Алтуфьево,точно адрес не знаю.

  • Хороший художник. Раньше он казался мне кичевым, но потом я изменила мнение: он очень стильный. А собственный стиль в искусстве дорогого стоит!

    Оценка статьи: 5

  • Гибель Константина Васильева под колёсами поезда была нелепа, но вряд ли неожиданна.
    Я знаю, как он, бывало, возвращался из Казани в Васильево на электричке в пьяном виде. Один раз, когда он опоздал уже на последнюю электричку, я его отвёз домой на машине. Об этом я уже писал здесь в своей статье
    Для меня такая его смерть не была неожиданной.