Марк Блау Грандмастер

Чем прославился Клод Луи Бертолле?

Как раз в то время, когда Клод Луи Бертолле встретился с Лавуазье, химия становилась наукой. Гениальный Лавуазье вводил строгие понятия и не менее строгие законы в этой области, где наука еще не вполне отделилась от ремесла и от шарлатанства. Бертолле подобный подход пришелся по вкусу.

Кристаллы хлората калия (бертолетова соль) ru.wikipedia.org

Химическая номенклатура, правила наименования веществ, которыми мы пользуемся до сих пор, — результат трудов Лавуазье и Бертолле. В 1780 году Бертолле стал членом Парижской академии наук. И вполне заслуженно.

Бертолле разработал методы химического анализа, благодаря которым ему удалось установить состав аммиака, болотного газа, синильной кислоты и сероводорода. Он также исследовал явление химического равновесия и установил, что химические реакции могут происходить как в одном направлении, так и в противоположном. Из этого наблюдения впоследствии возникла физическая химия.

Клод Луи Бертолле, портрет ученого из Политехнической школы
Источник

Уже тогда, на заре возникновения химии, оказалось, что наука эта совсем не простая и зачастую в ней возможны два, казалось бы, взаимоисключающих ответа на один вопрос.

Как в еврейском анекдоте, где раввин говорит каждому из спорящих, что он прав. А когда жена замечает ему, что такое невозможно — правым может быть только один из двух, раввин соглашается и с женой: «Пожалуй, и ты права».

Вот пример. Во времена Бертолле среди химиков возник серьезный спор о так называемом законе постоянства состава. Химик Ж. Пруст утверждал: каждое соединение имеет один и тот же состав независимо от способов его получения. Углекислый газ — это всегда кислород и углерод в определенном соотношении.

Ж. Пруст подтвердил свои утверждения многочисленными точными измерениями. И, в конце концов, его взгляд был принят. Благодаря этому начало развиваться учение о молекулах и атомах. Возникло понятие валентности, согласно которому атом одного вещества может соединиться только с определенным количеством атомов другого вещества. И тогда закон постоянства состава стал почти очевидным.

Так что сейчас нам сложно понять, почему Бертолле придерживался противоположного взгляда, считая, что состав соединений может быть переменным в зависимости от процесса получения этих соединений.

Правда, через некоторое время оказалось, что он не совсем ошибался. В начале 20 века был найден класс веществ, для которых закон постоянства состава не выполняется и в которых соотношение компонентов может быть и не постоянным. Такие вещества в честь Бертолле были названы бертоллидами. Такая вот химия, ребята!

Оксид марганца является бертоллидом
Источник

Успешная научная карьера Бертолле сопровождалась не менее успешной карьерой преподавательской. Он был профессором двух самых лучших технических учебных заведений Франции — Высшей нормальной и Политехнической школ в Париже.

Можно сказать, что Бертолле повезло. То время, в которое ему пришлось жить во Франции, не слишком способствовало спокойным научным занятиям. Строго говоря, оно и спокойствию не слишком соответствовало. Революция — словно колба, наполненная жидкостью неизвестного состава, кипящей на огне. Результат непредсказуем, а эксперимент связан с риском для жизни.

Бедняге Лавуазье не повезло. При старом режиме он добывал средства к существованию всеми ненавидимой профессией откупщика, за что безоговорочно попал на гильотину. Бертолле же довелось дожить до более спокойных времен.

С приходом к власти Наполеона Бонапарта, который ценил точные и естественные науки он стал научным консультантом императора и даже сопровождал его в Египетском походе. Который, впрочем, закончился бесславно. Как свидетельствует история, с императором подобные неприятности случались неоднократно.

Наполеон Бонапарт ценил точные и естественные науки, его научным консультантом был Бертолле
Фото: pixabay.com

Будучи обласканным в годы империи, Бертолле остался в фаворе и после реставрации Бурбонов. Его даже сделали пэром Франции. Но к тому времени Бертолле отошел от жизни политической и, поселившись в провинции, продолжал заниматься исключительно наукой.

Но вернемся к началу его научной жизни. Среди веществ, которые изучал Бертолле, был и газ хлор, открытый в 1774 году. Хлор — элемент чрезвычайно активный. Важное его свойство: он отбеливает бумагу и ткани.

Но хлор для отбеливания применять нельзя, потому что это чрезвычайно опасный газ. А вот будучи связанным с кислородом в виде хлорноватистой кислоты (HClO), он становится менее агрессивным, сохраняя при этом свои отбеливающие свойства.

Хлорноватистая кислота — соединение неустойчивое, и хранить его неудобно. Зато ее соль, гипохлорит калия, вещество стабильное. Водный раствор гипохлорита калия может долго храниться в закрытом сосуде. Попадая же на воздух, гипохлорит калия взаимодействует с углекислым газом и парами воды. Получаемая в результате этой реакции хлорноватистая кислота тоже может отбеливать ткани.

Бертолле совсем не был кабинетным ученым. Он знал, что отбеливатель с руками оторвут производители тканей. Поэтому он организовал производство водного раствора гипохлорита калия совсем рядом с Парижем, в Жавеле.

Сам отбеливающий раствор стал называться «Жавелевой водой» (eau de Javelle), или попросту «Жавелем». Вскоре слово «Жавель» стало синонимом любого отбеливателя. И сейчас жавель чаще всего состоит из более дешевого гипохлорита натрия.

Производство жавелевой воды не только обогатило К. Л. Бертолле, но также способствовало его административной карьере. В 1784 году, еще при королевском режиме, он получил должность правительственного инспектора государственных красильных фабрик. А уже после революции, в 1792 году, его назначили главным смотрителем монетного дела.

Свежесрезанный плод бразильского ореха - бертолетии (Bertholletia)
ru.wikipedia.org

Именем великого химика названы не только взрывчатое вещество и класс специальных химических соединений. В его честь названо также тропическое растение бертолетия, которое иначе еще называют бразильским орехом.

Что еще почитать по теме?

Парижская политехническая школа: что означает самое короткое в мире прозвище?
Кто открыл, что газы при нагревании расширяются?
Кто открыл натрий и хлор?

Обновлено 5.09.2016