Не случайно там родилась поговорка: «Что ни чех — то музыкант». Даже в самой маленькой деревушке детей учили музыке, а в европейских дворах вельмож всей музыкальной частью часто руководили именно чехи. Канторы в Чехии издавна записывали старинные песни, передавая эти тетради-шпалички следующим канторам, которые продолжали записывать и бережно хранить вековое народное наследие.
Но «отсчитывать» первых принято со времени романтизма, с возникновением национальных школ, с обращением к собственной национальной культуре. Так в XIX веке возникла великая русская музыка с целой плеядой ярких, самобытных гениев. В Польше загорелась звезда Шопена. И не важно, что Шопен жил во Франции, а Монюшко «числился» по Российской империи — оба составили славу польской национальной музыки. Сметана и Дворжак «числились» по Австро-Венгрии, но основали чешскую национальную музыкальную школу.
Восточная Европа в XIX веке в музыкальном отношении не только не отставала от Европы Западной, но нередко и опережала ее (Мусоргский).
Антонин Дворжак родился 8 сентября 1841 года в деревеньке неподалеку от Праги. Отец его был мясником и владельцем постоялого двора, но при этом сильным музыкантом-любителем, скрипачом в городском оркестре. Сын его — Антонин, Тоничек, старший из восьми — не очень-то хотел заниматься семейным ремеслом, к тому же очень рано выказал выдающиеся музыкальные способности.
Дальше — обучение в органной школе, работа, женитьба, нужда. Государственную стипендию «на жизнь» Дворжак получил благодаря таланту, но также и Иоганнесу Брамсу. Австриец-немец не раз помогал австрийцу-чеху.
Брамс, как известно, автор в том числе и супер-популярных «Венгерских танцев». Дворжак сочинил не менее популярные и по сей день «Славянские танцы», наполненные славянской музыкальной песенностью и стихией.
Судьбу Антонина Дворжака — и личную, и творческую — наверное, можно назвать счастливой. Пусть он не стал продолжателем дела своих дедов и отца. Но он стал любимцем своего народа и общепризнанным мировым гением еще при жизни.
Многократные гастроли в Англии, России (где, конечно же, состоялось знакомство с Чайковским, вылившееся впоследствии в переписку), три года работы в Америке.
США дали толчок к еще большей мировой славе. Премьера симфонии «Из Нового Света» тоже состоялась в Америке, и с тех пор эту 9-ю и последнюю симфонию Дворжака везде сопровождает ошеломляющий успех. Ее трудно назвать симфонией-«философским размышлением», однако ее красочность и новизна и сейчас вызывает самые теплые чувства у слушателей.
Америка XIX века — это не Америка XX-го, но ритмы жизни огромных городов, легкий отголосок афроамериканской и индейской культуры слышны уже у славянина Дворжака.
«Я обнаружил, что музыка негров и индейцев почти что совсем одинакова… музыка этих двух рас породила замечательное сходство с музыкой Шотландии».
Дворжак, безусловно, имеет в виду пентатонику — древнейшую музыкальную интервальную систему, которая существовала (и существует) в Китае, у тюрков (и продолжает существовать у тюркских народов, проживающих на территории Российской Федерации), которая слышна в старинных русских календарно-обрядовых песнях и в музыке Шотландии и Ирландии.
При этом Дворжак не пользовался какими-то известными к тому времени мелодиями индейского или негритянского происхождения, он сочинял свои темы, свои мелодии.
Вот это удивительное сочетание славянского, индейского и афроамериканского обеспечило вечный успех тем произведениям Дворжака, которые были написаны в США (9-я симфония, «Американский квартет» и другие).
Через три года Дворжак вернулся домой. Снова работа — организационная, педагогическая, творческая. А еще его внезапно назначили бессменным членом Верхней палаты австрийского парламента. Собственно, известен единственный случай, когда Дворжак явился миру в качестве депутата: общественно-политической деятельности он чурался, как всю жизнь сторонился всего помпезного и кричащего.
В день 60-летия известного композитора во многих городах Чехии были концерты и празднества, гуляния в его честь. Во славу Дворжака ставились спектакли, выходили полностью тематические номера газет, этот день стал национальным праздником. Но сам Дворжак нигде не появился.
Антонин Дворжак является крупнейшим представителем чешского романтизма. Работал он много и плодотворно, поэтому и наследие его огромно: оперы, симфонии, камерная музыка. Я напомнила только его самые известные произведения, но каждый человек при желании может найти что-то свое и для себя.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...