В 1932 году член ВЛКСМ, слесарь-инструментальщик Александр Покрышкин добровольцем пошел в РККА. Окончил школу авиатехников. Служил авиатехником. И мечтал стать летчиком. Втайне от начальства во время своего отпуска прошел программу подготовки пилота гражданской авиации, что позволило ему поступить в «Качу».
В ноябре 1939 года выпускник Качинской военно-авиационной школы лейтенант А. Покрышкин начал службу в 55-м ИАП Одесского округа. Научился летать на МиГ-3.
Утром 22 июня 1941 попал под бомбежку. Его самолет не был поврежден, и вскоре поступил приказ на боевой вылет. В полете он увидел незнакомые самолеты, налетел, атаковал, сбил. Оказалось, это Су-2, недавно принятые на вооружение. Уже после войны, в академии, он встретился с человеком, которого атаковал тогда.
Тот тоже провоевал всю войну, стал Героем Советского Союза и после войны — тоже, как и Покрышкин — попал на учебу в Военную Академию.
Покрышкин весь 1941 год воевал на Южном фронте. Сбивал немцев, сбивали его. Выходил из окружения, один раз выезжал на грузовике, зацепив за хвост свой сбитый Миг-3. За весь 1941 ему записали в личное дело два сбитых самолета и один — в группе.
Документы-то полка в окружении сгорели. Мало ли, что сбивал. Правда, он не сильно огорчался — все самолеты, что он сбил в 1941, больше не летали, это был его вклад в Победу. А после войны кто-то начал распускать сплетни, будто он самолеты, сбитые его однополчанами в 1941 году, записал на себя. Это когда он только до
Летал. Сбивал. Штурмовал наземные позиции врага, летал на разведку. Был награжден орденом Ленина за удачную разведку в декабре 1941-го: нашел в глубоком тылу немцев потерянные нашей разведкой танки фон Клейста.
В августе-сентябре 1942 г. вместе со всем полком переучивался на поставляемый по Ленд-лизу самолет «Р-39N Аэрокобра». За весь год боевой работы ему занесли в личное дело один лично сбитый самолет и один — сбитый в группе.
С новым командиром полка у него отношения не сложились. Из-за личной неприязни командир пытался подставить его под военный трибунал. Спасло заступничество товарищей и случай: сам Покрышкин столкнулся с тем пилотом, ссору с которым комполка ему оформил как пьяный дебош и попытки причинить ущерб обороноспособности ВВС РККА. Александр поговорил с тем пилотом, тот был очень удивлен и написал заявление, в котором описал их ссору и взял на себя часть вины за случившееся. Комиссар полка дал этому документу ход. Попытка опорочить пилота провалилась.
В апреле 1943 года в небе над Кубанью развернулось сражение. Немцы пытались захватить главенство в воздухе, как они делали в 1941−42, а наши пытались вернуть себе небо. Покрышкинские приемы и идеи помогли нашей авиации одержать победу в воздухе. Только за апрель А. Покрышкин записал на свой счет 10 побед. В апреле он получил звание Героя Советского Союза, а в августе того же года стал дважды Героем. За весь 1943 год Покрышкин сбил лично 38 самолетов противника.
Этот год он заканчивал уже в должности заместителя командира полка. Его 55 ИАП к этому времени уже стал 16 ГИАП. А с марта 1944-го — был назначен командиром своего полка.
В июне 1944 года гвардии полковник А. Покрышкин стал командиром 9-й гвардейской авиадивизии. 19 августа 1944 года гвардии полковник А. Покрышкин — первый трижды Герой Советского Союза.
На Параде Победы он был знаменосцем 1-го Украинского фронта. Потом — учеба в Академии, командование истребительными дивизиями и армиями в войсках ПВО.
После Победы началась борьба с авторитетами, одним из которых избрали
А почему у него 59 побед — и он трижды Герой, а у кого-то 61, а он — «только» дважды?
Сам А. Покрышкин плевать хотел на все сплетни. Многие сбитые им самолеты ему не засчитали, тогда не было фотопулеметов и сбитые за линией фронта немецкие самолеты в счет не шли. Сам Покрышкин полагал, что он сбил около 90 самолетов врага. Просто происходило это тогда, когда в личное дело регистрировались только те самолеты, падение которых было зафиксировано наземными войсками, а лучше — чтобы бирку с мотора можно было предоставить.
Но Покрышкину было все равно, он сам знал себе цену как летчику-истребителю, так и цену своим критикам-всезнайкам.
А ведь если бы он не рвался так в летчики, то остался бы на работать земле, был бы отличный оружейник, наверняка изобрел бы что-то новое в самолетном вооружении. В войну дорос бы из старших техников до оружейников дивизионного уровня, служил бы спокойно и почти безопасно. И не было бы ни Покрышкинских атак, ни формул «высота-скорость-маневр-огонь», не было бы кубанской этажерки и многого другого…
Что еще почитать по теме?
Степан Супрун. Кто это? Часть 1. Начало пути
Василий Иванович Раков — баловень судьбы или просто герой?
Почему Владимиру Боброву так и не дали Героя, хотя он сбил 43 самолета?
"Просто происходило это тогда, когда в личное дело регистрировались только те самолеты, падение которых было зафиксировано наземными войсками, а лучше — чтобы бирку с мотора можно было предоставить." - ну вообще=то это не правда. Все зависело от командира части. Архивы 41-го года открыты, можно почитать, как считали победы. "Ушел с дымом в сторону противника - можно считать сбитым" - было и такое.
"И не было бы ни Покрышкинских атак, ни формул «высота-скорость-маневр-огонь», не было бы кубанской этажерки и многого другого…" - ну да, ну да. А у нас только Покрышкин и мог летать, а других талантливых летчиков не было.
И да, кубанская этажерка - 7 истребителей прикрывают одного. Две пары сверху прикрывают две пары снизу. Пара внизу прикрывает другую пару, ну ведомый прикрывает ведущего. Ведущий, не заморачиваясь про защиту громит всех вокруг. Работают 8, самолеты сбивает один. Это я про то, откуда потом такие слухи пошли, что дескать приписывал себе победы. Но зато такое построение может драться с практически любым количеством вражеских самолетов.
0 Ответить
Степан Жук, если фронт попал в окружение и пропали архивы от полковых вплоть до фронтовых...
Да что там архивы - штаб фронта погиб при прорыве почти в полном составе, немцы сотни тысяч наших в плен взяли...
Так что говорить о бумажном подтверждении того, что какой-то летчик за лето 1941 года сбил столько-то самолетов? Ну, сбил, ну было записано в полковых документах, а копия дошла до фронтовых архивов, погибших вместе с фронтом.
И летать у нас мог далеко не только Покрышкин - зачем Вы фантазируете?
Но Покрышкинских атак не было бы точно. И формула звучала бы не так, а как-нибудь по-другому.
И счет Покрышкин "набил" в 1942-1943 годах, когда немецкие асы еще владели небом.
Любой бой - это бой, но наши асы, добивавшие немцев в 1945 - все же воевали и со своим преимуществом и не с теми асами, что Покрышкин и его однополчане выбивали еще над Кубанью в 1943 году, а по большей части с зелеными летчиками, выпускниками немецких авиашкол. И Ла-7 против Мессера или Фоккера - все же не то, что Миг-3, Як-1 или Харрикейн
Оценка статьи: 5
0 Ответить