Игорь Вадимов Грандмастер

Почему Валерий Чкалов никогда не носил Звезду Героя?

Всю жизнь привык он пробовать сердца.
Начав еще мальчишкою, с «ньюпора»,
Он в сорок лет разбился, до конца
Не испытав последнего мотора.
К. Симонов

Валерий Чкалов, человек-символ, летчик-испытатель, летчик-рекордсмен, герой всего СССР. Жизнь у него была очень яркая и очень короткая. Увы, у многих героев Страны Советов 20−30-х годов жизнь была громкая, славная, яркая, но очень короткая.

Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г. Фото: ru.wikipedia.org

Леваневский, Чкалов, Супрун, Серов, Грицевец, Кравченко — все они были очень знамениты, все они рано погибли, и со временем о многих из них забыли. А В. Чкалова помнят. Хоть он не был Дважды Героем, не сбивал самолеты врага. Он даже не носил Звезду Героя, тогда еще не было такой награды, все его узнавали и так.

Валерий Чкалов родился 20 января 1904 года на Волге, в селе Василёво Нижегородской губернии, в семье рабочего. Учился в школе, затем в техническом училище. Из-за материальных проблем училище не закончил, стал работать подручным молотобойца, а во время навигации — кочегаром на волжских пароходах.

В 1919 году он впервые увидел самолет — и заболел авиацией. Искал путь в авиацию и стал работать учеником слесаря-сборщика самолетов. В 1921 г. был направлен в авиашколу, совершил свой первый полет на самолете Avro 504. Затем учился на истребителя. Своих истребителей в СССР тогда не было, он осваивал Юнкерс. Наконец в июне 1924 года Чкалов закончил обучение, получил квалификацию летчика-истребителя и назначение в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью, базировавшуюся в Ленинграде на Комендантском аэродроме.

Самолет Avro 504
Самолет Avro 504
Фото: Andy Fogg, en.wikipedia.org

Во время учебы Валерия аттестовывали как дисциплинированного летчика, но хулиганства военлета Чкалова были знамениты. Один его пролет под Троицким мостом чего стоил! А кроме этого была даже пьяная драка, за которую он получил год лишения свободы (приговор вскоре был пересмотрен, уменьшен до полугода, а потом его пересмотрели еще раз — и срок стал условным, а Чкалов был отпущен на свободу).

Потом было еще много полетов, много, с точки зрения начальства, лихачества, за которое Чкалов после очередной аварии был уволен из РККА и опять осужден на год заключения. Благодаря заступничеству Ворошилова и Алксниса, через месяц срок был переквалифицирован в условный и Чкалов отпущен на свободу. Некоторое время он работал в Осоавиахиме — руководил школой планеризма.

В 1930 году В. Чкалов был восстановлен в воинском звании (большую часть того, что ранее называли «воздушным хулиганством», к этому времени уже стали называть «высшим пилотажем») и получил работу в Москве в НИИ ВВС РККА. Он начал испытывать новые самолеты. Здесь его умение, реакция и лихачество оказались более чем к месту. Он испытывал все новые советские истребители: И-15, И-16 и многие другие.

Он участвовал в испытании «авиаматки» — спроектированного в начале 30-х годов летающего аэродрома, позволявшего истребителю И-16 стартовать над целью за сотни километров от аэродрома, бомбить ее и штурмовать, а затем — своим ходом вернуться на наш аэродром, ведь полпути до цели он летел, подвешенный к «авиаматке».

«Летающий авианосец» ТБ-3-4АМ-34ФРН с истребителями И-16 под крылом
«Летающий авианосец» ТБ-3−4АМ-34ФРН с истребителями И-16 под крылом
Фото: ru.wikipedia.org

При создании проекта летающего авианосца сначала предполагалось, что носимые истребители просто долетят вместе с бомбардировщиком до цели, которую надо разбомбить, затем прикроют бомбардировщики от истребителей врага, защищавших цель, а потом прицепятся обратно к своей авиаматке и полетят домой.

Однако при попытках воздушного «приземления» на бомбардировщик-авианосец произошла целая серия опасных аварий — и было решено обратно истребителям лететь своим ходом.

На рекордном самолете Туполева АНТ-25 20 июля 1936 года экипаж Чкалова, Байдукова и Белякова совершил рекордный перелет Москва—Дальний Восток. Самолет летел 56 часов и приземлился на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Весь экипаж получил звание Героя Советского Союза.

На том же самолете тем же экипажем был совершен перелет из Москвы через Северный полюс в Америку. 18 июня 1937 самолет вылетел с подмосковного аэродрома, а 20 июня приземлился в Ванкувере, штат Вашингтон, США. Дальность перелета составила 8504 километра.

Байдуков, Чкалов, полпред СССР Трояновский и Беляков после приёма у президента США Рузвельта в Белом Доме. 28 июня 1937 г.
Байдуков, Чкалов, полпред СССР Трояновский и Беляков после приёма у президента США Рузвельта в Белом Доме. 28 июня 1937 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Поскольку звание Героя тогда дважды не давали, за перелет в Америку экипаж был награжден орденами Красного Знамени.

А в декабре 1938 года Валерий Чкалов погиб. Он был летчиком-испытателем. В то время шли испытания нового истребителя Поликарпова И-180. Это было развитие И-16, только был этот истребитель значительно лучше вооруженным и более скоростным. Он был способен воевать на равных с Ме-109, для боя с которыми его и создавали.

Увы, на самолете стоял двигатель М-88, который был еще не доработан. В самом начале испытательного полета, на взлете, когда самолет еще не набрал высоту, двигатель отказал. И пилотировавший самолет комбриг Валерий Чкалов погиб при попытке совершить вынужденную посадку.

После его гибели были аресты, были допросы. А когда на том же самолете разбился другой известный летчик-испытатель — Степан Супрун, разработка И-180 была остановлена. И РККА осталась без практически готового истребителя, который был способен на равных воевать с истребителями нацистов.

Уже потом, в ходе войны, такие истребители были разработаны, и в 1943 году, летая на Ла-5ФН и Як-3, наши летчики смогли завоевать превосходство в небе, но если бы они сделали это летом 1941, летая на И-180 и И-185 — война с немцами пошла бы, возможно, совсем по-другому сценарию.

Вот так жил и погиб летчик и герой Валерий Чкалов. Жил мало, но очень ярко и сделал очень много. А еще больше он сделать не успел.

Что еще почитать по теме?

Кто был первым дважды Героем Великой Отечественной?
Летчик Константин Арцеулов. Как был побежден штопор?
Какими способами покоряли Северный полюс?

Обновлено 5.04.2018
Статья размещена на сайте 23.03.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: