• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Селинский Копирайтер

Юрий Моша: "Почему я живу в США?"

Жизненная история предпринимателя Юрия Моши во многом типична для тех, кто начинал бизнес в 90-е годы. Её отличительные особенности — высота взлёта, драматичность падения, а затем новая жизнь в США. Он знает, что такое терять всё: бизнес, семью и родину. И знает секрет фениксов, умеющих восставать из пепла, — принять ситуацию, идти дальше и очень много работать.

Юрий Моша

Юрий родился в 1975 г. в Новороссийске в обычной советской семье. Его родители познакомились, когда были студентами одного института. Работали на Новороссийском вагоноремонтном заводе: мама в конструкторском бюро, отец мастером в цехе. Родители стремились, чтобы он хорошо учился в школе. Так и было, и лучше всего Юре давались гуманитарные дисциплины, а самыми любимыми предметами стали история и география.

Первые уроки финансовой грамотности Юра получил от бабушки — папиной мамы. Она дарила внуку желанные и дорогие подарки: электронную игру «Ну, погоди!», скейтборд, велосипед, но одновременно учила ценить и беречь то, что имеешь, рассказывала, как быть экономным. А когда он начал свое дело, бабушка стала его первым бухгалтером — объясняла, как считать деньги.

Первые карманные деньги Юра заработал в 12 лет на монетном рынке. В портовом городе всегда много моряков. После рейсов у них оставались мелкие монеты других государств, они отдавали их своим детям. Мальчика заворожили странные монеты, и он стал их собирать, иногда даже выпрашивал или покупал за несколько копеек. Потом смекнул, что их можно продавать нумизматам.

Юрий Моша:

Но это была практически детская игра. А первое серьёзное дело у Юрия случилось в 8 классе, в конце 1991 г. Тогда было модно возить детей в Польшу. Представьте автобус, набитый подростками, которые якобы ехали на экскурсии, но на самом деле собрались зарабатывать деньги — везли с собой консервы, зубную пасту, чай. В Польше это, конечно, всё было, но они продавали дешевле бедным полякам. Кстати сказать, в России эти товары тоже тяжело было достать — дефицит, талоны, приходилось отстаивать очереди. Распродав чемоданы консервов, Юра купил себе джинсы, куртку, подарки родителям. И почувствовал, как зарабатываются деньги.

Сразу после университета Юрий устроился корреспондентом на местный телеканал «Новая Россия». Помимо того, что делали новости, стали снимать первую телевизионную рекламу. Конечно, это были незатейливые ролики для местных банков, кафе, магазинов, оптовых баз. Там Юрий, во-первых, увидел, что такое реклама и заинтересовался ей. А во-вторых понял, что надо открывать свой бизнес, и создал в 1995 свое первое предприятие — рекламное агентство «Пропаганда паблисити».

Сначала занимались сувенирной продукцией: ручки, зажигалки, календари с логотипами. Причем возили все из Турции, потому что даже в Москве этого ещё не было. Через полгода решили заниматься наружной рекламой, потом полиграфией, организовали свою типографию. Начали издавать газеты и журналы. Постепенно компания Юрия Мошы выросла из маленького агентства в большую рекламную группу. В неё входило более 10 юрлиц, занимающихся разными видами деятельности, связанными с медиа и рекламой.

Юрий Моша:

В 2006 г. Юрий, параллельно с «Пропаганда паблисити», занялся инвестиционной деятельностью в сфере недвижимости: скупкой земли, перепродажей, малоэтажным строительством. Этот бизнес тоже активно развивался, и скоро в управлении новой компании Мошы «Инвестиционный фонд Кубани» было уже 53 объекта.

2007 г. для Юрия ознаменовался «хождением во власть». По приглашению мэра Новороссийска, В. Синяговского, он занял должность начальника управления инвестиционного развития. Но через несколько месяцев уволился — госслужба оказалась не для него.

А в 2010 г. начались проблемы. Достигнув определенного уровня в предпринимательстве, Юрий решил заняться политикой на местном уровне. Создал Гражданское собрание в Новороссийске, финансировал Нацкомитет по защите прав человека. Отношения с властями ухудшились, конкуренты пользовались в борьбе всеми средствами. Против Юрия Мошы было сфабриковано уголовное дело, которое позже развалилось за недостатком состава преступления. Чтобы не потерять свободу он был вынужден бежать из России буквально за один день. Выбор страны проблемы не составил — была действующая виза в США.

Юрий Моша:

Когда Юрий Моша приземлился на американскую землю, он оказался в вакууме: не было ни друзей, ни знакомых, ни связей, даже элементарного — достаточного знания языка. Первые полгода он каждый день собирался обратно, но сдерживающим фактором было уголовное дело, тогда ещё висевшее дамокловым мечом. Он не мог простить себе совершенной ошибки, круглосуточно занимался самоедством: как мог допустить такое, как позволил разрушить процветающий бизнес, почему потерял огромные деньги?

Со временем пришло понимание — надо принять, что таково устройство жизни, и двигаться дальше. Да, Юрий потерял все, к чему шел долгие годы, но сохранил свободу, мог снова заняться бизнесом, разговаривать с родными, поехать куда угодно внутри Соединенных Штатов. Он сразу же начал рассылать резюме по рекламным агентствам, телеканалам, радиостанциям и получил работу на русской радиостанции «Дэвидсон-радио».

Юрий Моша:

Сначала он не понимал, как в США работают самые обыденные вещи: как можно снять жильё, как открыть счет в банке, купить автомобиль. Не было одного места, где можно было бы получить ответы на все вопросы — каждую тему нужно было изучать отдельно. Не было советчика. Что и послужило толчком для создания компании «Русская Америка», которая занималась помощью иммигрантам, и до сих пор остаётся лидером на этом рынке. Сегодня «Русская Америка» — это 30 офисов в странах СНГ, штаб-квартира на Манхэттене и 2,5 тыс. клиентов за 7 лет работы.

Английский Юрий знал не очень хорошо, но, поселившись в русском районе в Бруклине, понял, что именно в Нью-Йорке можно жить, не особо владея языком. Однажды он познакомился с маляром, который жил в Америке 20 лет: «А как с английским?» — «Да не нужен мне английский, я у русских работаю, зарабатываю на малярке $ 6 тыс. в месяц». Он хороший строитель, много работает. Юрия это сразу успокоило. Раз человек живет 20 лет без языка и все нормально, то, наверное, и он выживет. Юрий признаётся, что до сих пор его английский не очень хорош: работает с русскими, работает очень много, и нет свободного времени его учить.

Юрий Моша:

В России у Юрия остались бывшая жена и двое детей. Уже в США он познакомился со своей второй женой Ириной. Она из Ставрополя, живет в Америке больше 10 лет, получила американское гражданство, закончила здесь колледж, получила степень MBA в американском университете. Ирина — руководит собственным модельным агентством «Forma Models».

Юрий с удовольствием вспоминает историю их знакомства. Они поселились в одном доме на Манхеттене, на разных этажах, но за полгода ни разу не встретились — дом большой, много лифтов. Но после того, как их познакомил риэлтор, они с Ириной стали пересекаться по несколько раз в день — в лифте, в холле, в лобби. Юрий считает, что это была судьба. Они начали жить вместе, родилась первая дочка София, затем вторая — Николь. Теперь для всей семьи снимают дом с бассейном на Стетен-Айленде (самый зелёный район Нью-Йорка) и планируют приобретение собственного дома в ипотеку.

Юрий Моша:

Сейчас Юрий занят строительством большого международного проекта — компании «Второй Паспорт», которая предлагает помощь в иммиграции в 50 стран мира. Он инвестировал туда собственные $ 100 000 и нашёл соинвестора. Главный офис компании расположен в Нью-Йорке, в планах — ещё один в Европе и открыть по франшизе не менее 100 офисов в разных городах СНГ.

Помимо этого, с самого начала жизни в США Юрий стал вести собственный видеоблог на YouTube — Русская Америка — о жизни и бизнесе в этой стране, который почти сразу стал очень популярным.

Юрий говорит, что уже почти не ощущает себя иммигрантом, а живет в Америке полноценно, как будто это его страна:

Мне настолько привычны улицы Нью-Йорка, какие-то обыденные вещи. Первые годы у меня было чувство, что я здесь в гостях. Теперь чувствую, что здесь не родина, конечно, но моё постоянное место жительства. Я живу в той стране, в которой мне нравится жить, в которой у меня всё получается, и я развиваюсь. И каждый будущий эмигрант так сможет.

Юрий Моша:

По мнению Юрия, любой человек, который хочет и умеет работать, найдет себя в США. Абсолютная правда, что это страна равных возможностей. Если ты хороший программист, то найдешь работу за $ 100 тыс. в год, если хороший врач, то за $ 200 тыс. в год. Понятно, что где-то нужно иметь американское образование. А где-то и не нужно. Есть профессии, где достаточно хорошего английского и высшего образования своей страны. Единственный вопрос — насколько вы трудолюбивы, насколько готовы работать помногу. В Америке очень много работают. Это самое важное.

Глобальной разницы в ведении бизнеса в России и в США Юрий не видит. Если отбросить политические вещи и то, что в России надо кого-то знать, чтобы заниматься бизнесом, иметь какие-то крыши, чиновников и т. д. И в России, и в США надо, чтобы тебя узнавали, нужен хороший бренд, качественные услуги, демонстрация роста своего бизнеса, хороший доход. Поэтому для человека, у которого есть предпринимательский склад ума, хватка, который готов рисковать, Америка — идеальная страна. Главное — знать сферу, в которой ты работаешь, а пицца и в Москве, и в Нью-Йорке печется одинаково.

Юрий Моша:

Юрий Моша когда-то вынужденно покинул Россию, но многие эмигрируют не из-за проблем, а просто потому, что есть желание жить в других странах. Юрий считает, что это правильное решение — не лежать на диване и думать «ох, как хорошо бы уехать в Германию, Великобританию или Соединенные Штаты», а брать и действовать. Благо сейчас XXI век, Интернет, можно всё почитать, посмотреть. В том числе есть сайт «Второй паспорт», который позволяет изучить, куда лучше уехать, как уехать, где лучше легализоваться, где какую зарплату можно получать. Мы живем на одной планете, и если человек хочет уехать в другую страну, он должен делать то, что будет ему выгодно, что будет хорошо для его семьи и детей. Всё в ваших руках.

Статья опубликована в выпуске 30.08.2018
Обновлено 22.07.2020