Одним из таких путешественников на велосипеде был наш соотечественник — Глеб Леонтьевич Травин. Но не просто путешественником, а уникумом, после длительной подготовки совершившим удивительное путешествие на велосипеде по просторам Советского Союза.
Родился Глеб Травин в 1902 году, в Псковском уезде. Отец его был из крестьян, однако овладел профессией краснодеревщика и уже в Пскове стал хорошо зарабатывать своим ремеслом.
Сам же Глеб с детства много читал, изучал природу и секреты выживания в ней, а после службы в армии оказался в Петропавловске-Камчатском, устроившись там на работу электриком. Здесь ему и пришла идея совершить длительное путешествие на велосипеде, очень сложное и опасное.
В 1928 году Травин выдвинулся в путь из Петропавловска-Камчатского. Но оттуда он ехал не на велосипеде, а плыл до Владивостока на пароходе. Уже из столицы Приморья Глеб и начал свой путь, спустя годы превратившийся в легенду.
Он проехал на велосипеде по Дальнему Востоку, затем по Сибири, Средней Азии, Кавказу, после этого направился к Мурманску. Из этого заполярного города бесстрашный путешественник взял курс на мыс Дежнёва, то есть поехал по Арктике в сторону Камчатки.
В итоге через три года после старта Глеб Травин вернулся домой, в Петропавловск-Камчатский.
Вообще, когда энтузиасты стали собирать материалы про интересное путешествие Травина, выяснилось, что изначально в это опасное мероприятие должны были отправиться три человека, и Травин — один из них. Но после длительных раздумий попутчики у Глеба пропали (говорят, у них появились совсем неотложные дела), и он поехал на своём «двухколёсном коне» один.
Интересно, что Травин выдвинулся в дорогу на заграничном велосипеде фирмы «Принцетон», который тогда (в период нэпа) можно было сравнительно легко приобрести после предварительного заказа во Владивостоке. Здесь же, во Владивостоке, Травин получал для своего путешествия паспорт-регистратор. А вообще таких документов приготовили три, но в итоге, как уже упоминалось, Глеб поехал один.
Именно благодаря паспорту-регистратору, в котором появилось 270 отметок, мы и знаем о необыкновенном маршруте поездки на велосипеде Глеба Травина. Видеокамер тогда не было, а фотографический аппарат путешественник, ясное дело, тащить с собой не стал.
Паспорт позволил восстановить хронологию путешествия, и по нему получается, что Травин проехал около 80 000 километров за три года. Однако эта цифра вызывает сомнения — едва ли можно проезжать больше 70 км ежедневно в течение трех лет. То ли со сроками тут что-то не то, то ли с расстоянием. Этот километраж долго кочевал из статьи в статью и, конечно же, производил огромное впечатление на читателей, особенно молодых.
Самым опасным участком путешествия стала Арктика. Здесь Травин, кроме велосипеда, передвигался на оленьих упряжках, а пару раз ему даже приходилось переплывать через полыньи с ледяной водой.
В Арктике путешественник частенько топал пешком, потому что вокруг было много снега. Конечно, можно было уходить на лёд, но всё-таки это представлялось весьма опасным.
Поначалу велосипедист надеялся использовать лыжи, на которые устанавливался велосипед. Однако эффект от этого получался незаметный, и приходилось тащить велосипед на лыжах позади себя, потому что ехать на нём никак не получалось.
Для сохранения эластичности велосипедных камер путешественник подкачивал в них глицерин.
На Крайнем Севере Травин сильно голодал, несколько раз примерзал ко льду, даже тонул с велосипедом. И пару раз буквально сражался с белыми медведями.
Самое неприятное, что случилось с Глебом — это потеря двух пальцев на ногах. У него случилось обморожение, и чтобы не началась гангрена, Травин самостоятельно удалил себе эти два пальца.
В итоге великое путешествие Травина закончилось относительно благополучно. Ему удалось вернуться домой, собрав большое количество материала про СССР и получив бесценный опыт выживания человека в суровых условиях Заполярья.
Роскомнадзор: сайт нарушает закон РФ
Опыт этот пригодился Г. Травину позднее, когда он стал популяризатором спорта среди молодёжи, а во время Великой Отечественной войны преподавал военное дело в Камчатском морском техникуме.
Умер Глеб Травин в 1979 году, прожив 77 лет. Случилось это во Пскове. Там же, в областном краеведческом музее, находятся и некоторые личные вещи отважного путешественника.
У меня приятельница-голландка, 74 года,после онкологической операции и перелома шейки бедра , учила русский ( для себя) и собирается в мае на Алтай с обществом любилей творчества Паустовского. Нашим бы пожилым так!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно, почти по Жюль Верну!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталия Нечухаева, согласен! С уважением, Максим.
0 Ответить
Очень интересная и познавательная статья. Даже не знала раньше о таком путешественнике. Теперь и сама знаю, и другим расскажу!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина Гросс, были ещё удивительные путешественники на велосипедах. Возможно, скоро напишу об одном из таких.
0 Ответить
Зачем было ехать по крайнему северу? Уж лучше бы по маршруту А.П. Чехова поездки на Сахалин. Для тех времён это было,конечно,большим достижением. Оценка:5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, так он решил. Мероприятие человек затеял спорное, но довёл его до конца.
0 Ответить
Максим Мищенко, ...И всё-таки для такого упорства можно избрать лучшее, продуктивное применение. Я тоже немножко велофанат обиходного уровня. Недавно я подумал, что велосипед это одно из лучших достижений и долгоиграющее изобретение. Прорывом в изобретении велосипеда я считаю модель AUTOBIKE по патенту США и в упор не понимаЙ игнора его "в мировом масштабе" . Мою оду этому велику можно читать "здесь и сейчас" на ШЖ. Я сделал не один тюнинг для велика, чем пользуюсь напропалую каждый день. Тоже пытался "зацепить" кого-Нить рацухой, но бЭз успЭХ. Например, стабилизатор руля, который возвращает руль в прямое положение, как руль автомобиля и прочие мелочи. Я также против багажников и рюкзаков в пользу велоприцепов, самоделок которых у меня целый набор. Сорри, но это хобби меня "роднит" с Д.Менделеевым, который от нече делать мастерил чемоданы для родных и приятелей в подарок.
0 Ответить