«Подумайте только, какой это будет ответ: сегодня Фулон, через день-два Муравьев (соответственно, петербургский градоначальник и министр юстиции — Ред.), а там еще кто-нибудь. Может быть, сам царь», — вспоминал позже собственные слова член эсеровской боевой организации Сергей Александрович Басов, известный под литературным псевдонимом Верхоянцев (1869−1952).
Это признание он сделал уже в советские времена на страницах журнала «Каторга и ссылка», выходившего до середины 1930-х годов. Каясь в своем эсеровском прошлом, Сергей Александрович изображал боевиков наивными романтиками, мечтавшими отдать жизнь в бою за свободу.
В революцию он ушел с головой. Несколько раз был арестован, восемь лет провел в якутской ссылке, после освобождения и учебы за границей вернулся в Россию, участвовал в боевой организации партии эсеров. Потом опять арест и заключение в Петропавловской крепости, откуда вышел в 1905 году. Было и еще несколько арестов, последний раз — незадолго до революции 1917 года.
Печататься начал еще в 1896 году, опубликовав первое стихотворение в журнале «Русское богатство». Но по-настоящему вошел в литературу через 10 лет, выпустив под псевдонимом С. Верхоянцев (по месту ссылки в Верхоянский округ Якутии) политическую поэму-сказку «Конек-скакунок».
Историю появления на свет этого произведения рассказал литератор Соломон Познер. Он тогда работал в издательстве «Разум» Александра Браудо, созданном для литературной борьбы с черносотенством. Александр Иванович пригласил его на чай, пообещав познакомить с интересным человеком.
«На диване сидел С.А. Басов-Верхоянцев, — вспоминал Познер. — Я уже слышал о нем. Социалист-революционер, нелегально проживавший в Петербурге, он был известен в левых литературных кругах. Особенно удавались ему произведения в стиле народных сказок. «Видите ли, — обратился к мне А. И. — я думаю, что было бы полезно издать народную сказку на тему о еврейском погроме. Надо рассказать русскому человеку в занятной форме, кто в действительности устраивает погромы, кому они нужны, как лживы все официальные версии». — «Мысль прекрасная, но как такую книжку распространить?» — спросил я. «На этот счет не беспокойтесь, — ответил, улыбаясь, А. И. — Есть кому помочь в этом».
Через некоторое время на книжном рынке появилась под невинной обложкой «Сказка о коньке-скакунке». Имени автора на ней не значилось. «Сказка» разошлась 10-тысячным тиражом. За ней последовала другая, тоже составленная Басовым и изданная Браудо.
Уже на первое издание псевдосказки был наложен судебный арест, изымались и уничтожались доступные экземпляры. Часть тиража вышла без указания типографии, другая — от имени несуществующего издательства «Ручеек». Произведение Басова-Верхоянцева пользовалось огромной популярностью вопреки репрессиям. Известны попытки привлечь к суду солдат, читавших «Конька» вслух в казармах. По свидетельству современников, грамотные крестьяне отказывались покупать ершовского «Конька-горбунка», требуя «настоящего».
Позже Сергей Александрович отошел от эсеровских убеждений. вступил в РКП (б), служил в отряде особого назначения, в ВЧК-ОГПУ, заведовал Домом-усадьбой
В конце жизни писал воспоминания для журналов, работал над поэтическим переложением «Слова о полку Игореве». Литератор Виктор Иванов вспоминал, как увидел его в приемной председателя Союза писателей СССР Александра Фадеева:
«Басову далеко за шестьдесят. Большой с горбинкой нос, короткая остроконечная бородка-эспаньолка, усики. Картинное что-то в облике».
Из кабинета Фадеева выходили по-разному, кто-то грустным, кто-то улыбчивым, а Басов-Верхоянцев — с высоко поднятой головой.
Что же, Сергей Александрович имел право гордиться своей долгой и непростой жизнью.
С детства