• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Дмитрий Янышев Мастер

Почему абонент бывает недоступен?

Иногда так нужно дозвониться до человека, но в трубке звучит ставший уже знакомым голос: «Абонент временно недоступен…». И если не брать в учет случаи, когда элементарно выключен аппарат или сел аккумулятор, что может быть причиной невозможности установки соединения? Тем более начинает раздражать то, что повторный звонок может быть удачней.

Фото: D. Hammonds, Shutterstock.com

Или же другой момент: мы пытаемся сделать вызов, но с первого раза не удается услышать ни длинных гудков, ни каких-либо сообщений, а звонок просто сбрасывается. И вот мы начинаем ругать оператора, жалея в душе, что не выбрали его конкурента, или же недобрыми словами поминать человека, которому пытаемся дозвониться.

Как же понять, в чем причины столь ненадежной связи? Как ни странно, но преимущество сотового телефона — его мобильность, является его слабым звеном. Если два обычных телефона связаны между собой проводами, то неисправность может заключаться либо в поломке аппарата, либо в отсутствии между ними контакта. В сотовой сети все гораздо сложнее.

При наборе номера и нажатии кнопки вызова происходит посылка радиосигнала от вашего аппарата к базовой станции. Далее сигнал поступает на контроллер, где проходит вторичную обработку и совместно с другими вызовами уходит на коммутатор вашего оператора. Коммутатор — это мощнейший вычислительный центр, где хранятся все данные о зарегистрированных абонентах. Здесь определяется ваша возможность совершать звонки (наличие средств на счете), тарифный план, местонахождение и т. д. После этого звонок передается в другую сеть или направляется абоненту этой же сети, где он совершает примерно такой же путь. После ответа того, кому вы звоните, устанавливается соединение, и сигнал возвращается обратно.

Почему абонент бывает недоступен?
Фото: ghcassel, pixabay.com

Несмотря на такой длинный маршрут, все системы работают очень надежно, обрабатывая тысячи вызовов в секунду. Но и здесь могут закрадываться ошибки. Самое уязвимое место — радиоканал между вашим аппаратом и базовой станцией. Уровень приема на экране телефона — косвенный показатель качества. Чем он ниже, тем вероятней возникновение ошибок. Уровень сигнала падает в зависимости от удаления от базовой станции и препятствий на его пути. Он может полностью пропадать в подвалах, лифтах, первых этажах или в глубине зданий, имеющих толстые стены и металлическую арматуру. Дорожные тоннели и перегоны метро тоже не лучшее место для мобильной связи.

Кроме того, в условиях плотной застройки могут происходить наложения и переотражения электромагнитных волн, излучаемых телефоном, базовой станцией или другим радиооборудованием (эти явления называются «дифракция» и «интерференция»). В этом случае также может произойти сбой. Операторы знают об этих проблемах и поэтому стараются исключить такие явления путем использования в мегаполисах повышенного частотного диапазона и увеличения количества передатчиков. Но от проблем все равно никто не застрахован.

Почему абонент бывает недоступен?
Фото: Kelvimax, pixabay.com

Известны и другие причины плохой работы сети. В частности, это перегрузки как базовых станций, так и коммутаторов. Первые носят локальный характер, например, в районе большой пробки или массовых мероприятий (ведь станция может обслужить определенное количество абонентов). Вторые же являются глобальными и появляются, как правило, в канун больших праздников или в выходные, когда люди активно общаются друг с другом.

Кроме этого, существуют и другие возможности сбоя, которые возникают реже и явно незаметны. Подробно останавливаться не буду, а лишь постараюсь кратко упомянуть их.

На всем своем пути от базовой станции до коммутатора информация в виде сигналов передается по транспортным цифровым каналам. Это радиорелейные, оптические и проводные линии связи. Ошибки в них могут вызываться разными факторами, например, дождем, разрядами молний, неисправностью оборудования, скачками напряжения, работами строителей и т. д. Очень часто, проводя несогласованные работы, рвут, например, экскаватором оптический кабель или, перекрывая крышу, рубят антенный фидер. Все магистральные потоки имеют резервную защиту, но переключение требует времени.

Почему абонент бывает недоступен?
Фото: natureaddict, pixabay.com

Ко всему прочему никто не застрахован от сбоев программного обеспечения, используемого и в телефонах и в коммутаторах. То есть ваш телефон может просто «зависнуть», и потребуется его выключение и включение для корректной работы в сети. Если «зависнет» коммутатор, его просто так не выключить, поэтому у операторов имеется несколько резервных устройств и дежурная служба контроля. К счастью, такие случаи очень редки.

Все сказанное, безусловно, нужно умножить на два — как правило, на линии такое количество собеседников, и проблемы могут возникнуть как у вас, так и у вашего абонента.

Имея представление, насколько сложны сети сотовой связи, можно понять, что идеальных операторов не бывает. По крайней мере, сегодня. Возможно, с развитием технологий эти проблемы будут искоренены. Ну, а сейчас… Общайтесь, и пусть мелкие и крупные неприятности обходят вас стороной.

Статья опубликована в выпуске 28.09.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 4 февраля 2020 в 02:51 отредактирован 4 февраля 2020 в 03:02

    "Это не телефонный разговор."
    "Кому он нужен, этот телефон, когда есть интернет и смартфон?"

    Но в интернете заморочки почище телефонных. Сеть называют всемирной, но это далеко, далеко не так и "шиворот, навыворот, набекрень". Failure Notice - настоящий корона-вирус для интернета. Я то и дело получаю фейсом об тэйбл от операторов интернета, дескать, не моГЁм послать ваше сообщение по укзанному и, надо полагать, зрегистрированному в этой самой Сети е-майл. Или вот в дрызг сетевовой ресурс ШЖ. Но для меня у него не работают кнЫпочки "сохранить черновик" и "отправить редактору", хоть ты тресни и переписывай не раз статью. - облом тебе обеспечен.
    Или вот в анкете требуют е-майл и часто обязательно № тел. Да зачем этот № тел., если Сеть во всех возможных часовых поясах? К тому же абоненты бывают слабо слышащими или не рубят в разговорном английском.
    Статья по делу и актуальная, оценка:5

  • Дмитрий Янышев, Очень интересно. Спасибо за ликбез.

  • у некоторых операторов всегда проблемки передНовым годом - у других никогда.

    пальцем тыкать не буду.

    познавательная статья.

    • Handy Translations, Вы правы. За несколько часов до наступления Нового Года и какое-то время после - дозвониться очень сложно. Но чем больше у компании абонентов - тем сложнее решить эту проблему. Перегрузок в это время не бывает у небольших компаний с маленькой абонентской базой.