Попытки записывать аудио- и видеоданные с помощью лазерного луча (оптический способ записи) делались еще в 1960-е годы самыми разными людьми и организациями. Часто указывается, что первый оптический привод был представлен еще в 1973 году Джимом Расселом. После чего Рассел предъявил свое изобретение компаниям Sony и Philips. Те заинтересовались, но переговоры с ученым дальше вести не стали. Зато в 1977 году обе компании скооперировались и сами стали вести разработку «цифрового» оптического формата.
Первоначально оптические диски предназначались для видеоформата. Но эти прообразы будущих DVD вышли слишком громоздкими и дорогими для массового производства и не могли на тот момент составить конкуренцию видеокассетам. Чтобы затраченные усилия не прошли даром, разработчики решили приспособить оптический диск для аудиозаписи.
Первые «компакты» — ALP (Audio long play) — были далеко не компактными и по инерции пытались имитировать грампластинку с диаметром 30 см. Правда, в отличие от винилового лонгплея (на который с двух сторон могло поместиться 45 мин. фонограммы), на оптический диск можно было «закатать» несколько десятков часов звучания. Но какой аудиокампании нужны столь «расточительные» звуконосители?
Тогда работник Philips — Лу Отенс — предложил уменьшить размер и, соответственно, емкость диска, ограничив время звучания часом. Но тут вмешались любители классической музыки из Sony. Они внесли предложение увеличить время звучания до 66 мин., чтобы диск полностью вмещал «Девятую симфонию» Бетховена. В итоге добавили (на всякий случай) еще 8 минут, и новый аудионоситель был запущен в производство.
Создание оптического аудиодиска — один из первых и ярких примеров межнациональной кооперации. Так голландцы из Philips разработали сам процесс производства дисков, а японцы из Sony предложили метод записи, уже опробованный ими на «цифровых» магнитофонах. Грубо говоря, одни занимались «хардом», а другие — «софтом». В создании диска также приняла участие немецкая компания Bayer, разработавшая для него оптимальный материал — поликарбонат макролон.
И вот в 1982 году Sony и Philips представили миру Compact Disk Digital Audio (CD-DA или CD-Audio). Вариантов названия для нового звуконосителя было предложено несколько, но победило слово «компакт» по аналогии с безумно популярными в то время «компакт-кассетами».
Сам стандарт (cтерео, 16-битовая разрядность, частота дискретизации — 44,1 кГц, емкость — 650 мб информации или 74 минуты звучания, диаметр диска — 12 см) торжественно увековечили в документе, названном «Красной книгой».
На презентационном компакт-диске была записана «Альпийская симфония» Штрауса — ведь именно на примере оркестрованной классики лучше всего продемонстрировать качество звучания. Однако в массовое производство первыми, конечно, запустили поп-исполнителей — альбом «Visitors» группы ABBA и альбом Билли Джоэла «52nd Street».
В 1983 году на рынке появились первые проигрыватели CD, а спустя год уже в «Оранжевой книге» Sony и Philips задокументировали технологию записи и хранения данных — CD-Rom. Тогда же появились и первые CD-плееры.
Реакция населения на новый звуконоситель поразила самих производителей. В 1985 году было продано 59 млн. компакт-дисков — в шесть раз больше, чем планировалось! Первым CD, тираж которого превысил миллион, стал альбом «Brothers in Arms» (1985) группы DIRE STRAITS.
В 1987 году количество выпущенных наименований CD достигло шести тысяч. Музыканты стали массово переходить на новый формат, а также постепенно переводить в «цифру» старые записи. К концу 1980-х компакт-диски вытеснили винил, а к середине 1990-х и компакт-кассеты. У нас этот процесс по понятным причинам запаздывал лет на пять (последние грампластинки датируются 1992 годом).
Интересно, что разрабатывать оптический способ записи начинали и в Советском Союзе еще в 1975 г. Организация с солидной аббревиатурой ВНИИРПА им. Попова создала первый советский оптический проигрыватель ЛУЧ-002, который и представила на ВДНХ в 1980 году (на демонстрационном диске была записана музыка из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»). К сожалению отечественная разработка так и не получила развития из-за отсутствия базы по производству полупроводниковых лазеров (а газовые лазеры были уж слишком громоздкими).
О том, чем именно завоевал сердца слушателей компакт-диск, мы поговорим в следующий раз.
Насколько знаю, "Девятую симфонию" предложил Герберт фон Караян. Имя японца, спросившего его об этом, не помню.
0 Ответить
Виктор Жигунов, в Википедии об этом написано вот что:
"Герберт фон Караян сыграл важную роль в закреплении формата цифровой аудиозаписи на компакт-диски (около 1980). Он способствовал признанию этой новой технологии воспроизведения звука своим авторитетом — в апреле 1980 года участвовал в первой пресс-конференции, посвящённой выпуску цифровых аудиозаписей на компакт-дисках, вместе с президентом компании «Сони» Акио Морита, а в 1987 году присутствовал при открытии первого в Европе завода по производству дисков, совместно с Норио Ога. Первые прототипы компакт-дисков были ограничены временем звучания 60 минут. Часто утверждается, что закрепленный стандарт времени звучания 74 минуты был достигнут для того, чтобы вместить Девятую симфонию Бетховена, а существовавший на тот момент архив записей Караяна и его явным образом выраженные пожелания сыграли значительную роль в принятии решения увеличить максимальное время звучания компакт-диска. Однако, вполне возможно, что эта история является лишь своего рода легендой."
Так что всё наоборот - Караян попросил «Сони» изменить формат.
0 Ответить
Марианна Власова, спасибо, и не только от меня – теперь все будут знать. Однажды домочадцы с удивлением наблюдали, как я с бешеными глазами промчался из комнаты на кухню и обратно. А это я слушал Девятую с Караяном, был краткий перерыв, я бегал попить. Потом, правда, припёрлась супруга: переключай, она будет смотреть "Ментов". Уступил, но ясно, что при такой разнице уровней развод был незбежен.
0 Ответить
Виктор Жигунов,
Бетховен разрушает семьи!
0 Ответить