Вначале, казалось бы, ничего не предвещало беды. Пропускная способность Интернета была слабой, и mp3-файлы, которыми обменивались пользователи, были маленьких размеров и, соответственно, низкого качества. Поэтому целью обмена было не столько составление своей mp3-коллекции, сколько первоначальное ознакомление — своеобразное демо-прослушивание. Лицензионные CD были крайне дороги (около 20 $) для бедных студентов, чтобы покупать их «вслепую» или полагаться на один хит, раскрученный музыкальными каналами. Если прослушанный в формате mp3, музыкальный материал приходился по душе, слушатель обычно шел в магазин и приобретал необходимый компакт-диск.
Однако подобное положение дел длилось недолго. Возможности Всемирной паутины росли, качество mp3 улучшалось, а компакт-диски оставались такими же неоправданно дорогими. Плюс ко всему формат mp3 позволял хранить огромную фонотеку прямо на жестком диске компьютерного винчестера, что избавляло пользователя от утомительной смены дисков. Вскоре Интернет оказался забит сайтами, на которые меломанами-энтузиастами выкладывалось астрономическое количество mp3-музыки на самый разный и самый прихотливый вкус. Сначала запрошенную музыку выкладывали лишь на временные страницы, которые спустя время исчезали. Еще бы! — за распространением mp3 уже стали следить жадные глаза правообладателей.
И тогда в 1999 году американский юноша по имени Шон Фэннинг создает так называемую файлообменную сеть Napster. Хитрость заключалась в том, что сам по себе сервер Napster не содержал никакой музыкальной продукции. Зато, благодаря ему, все зарегистрировавшиеся пользователи могли запросто обмениваться mp3-файлами, хранящимися на своих компьютерах. То есть, Napster предоставлял лишь услуги посредника и информатора о том, какая у кого музыкальная коллекция.
Неудивительно, что популярность файлообменника росла как снежный ком. Чувствуя уже реальную опасность, аудиомагнаты в 2000 году накинулись на Napster, призвав на помощь RIAA (Американская ассоциация компаний звукозаписи, отстаивающая их права). Вдобавок ко всему претензии к файлообменнику выдвинули группа METALLICA и рэппер Dr.Dre. После долгих мытарств — в феврале 2001 года — суд таки вынес решение закрыть Napster. Сервер сменил владельцев и превратился в обычный интернет-магазин по продаже лицензионных mp3.
Кстати, создание интернет-магазинов было хоть и разумной, но запоздалой попыткой аудиомагнатов взять в свои руки контроль над распространением музыки в Интернете. Чтобы купленные mp3 не составили конкуренции лицензионным компактам, применялись разнообразные уловки. Файлы выкладывали с заниженным битрейтом, на них ставилась защита от копирования, а иногда они даже переставали играть спустя отведенное время. Помогало всё это слабо. На любые защиты энтузиастами тут же создавались программы их обходящие. К тому же интернет-магазины были рассчитаны, в первую очередь, на людей с ленцой. Те, для кого деньги были важнее времени, могли легко найти нужную ссылку на бесплатные (а зачастую и более качественные) mp3. Конечно, сайтов, где бесплатная музыка хранится открыто, ныне осталось мало. Зато появилось множество хитрых и трудноуловимых систем хранения и скачивания — разные файлообменники, «ослы» (eDonkey) и господствующие сейчас торренты.
Совсем озверев, аудиомагнаты начали вводить жесткие репрессии в отношении не только распространителей незаконных mp3, но и (неслыханный прецедент!) потребителей. Допустим, вас могут засудить уже за то, что ваш ребенок скачал где-нибудь нелицензионное mp3. Это был уже акт бессилия. Ведь понятно, что проконтролировать всех пользователей Интернета нереально, зато озлобить очень легко.
По сути, аудиомагнатов сгубила элементарная жадность. Не стоит забывать, что права на записи принадлежат отнюдь не музыкантам, а звукозаписывающим лейблам. За музыкантами закреплены только авторские права, а также (если есть договоренность) отчисления от продаж. Так или иначе основные сливки прибыли с продаж CD снимают не авторы, а аудиоиндустрия.
Алчность и инертность «продавцов» музыки привели к тому, что объемы продаж компакт-дисков стремительно падают. Если в 2000 году компании продали 2,5 миллиардов CD, то в 2006 — в два раза меньше.
Все эти процессы ставят под сомнение действенность старых отношений в сфере авторских прав и аудиоиндустрии.
Demonbaby, «Смерть Oink и краткая история самоубийства звукозаписывающей индустрии»:
«…Я не знаю, какой будет модель будущего. Полагаю, что все существующие детали этой мозаики останутся, но поменяются их порядок и правила. Может быть, записывающие компании будущего будут существовать, чтобы управлять затратами на запись, и продвигать артистов, но они не будут владеть музыкой. Может быть, музыка будет бесплатной, а музыканты будут зарабатывать на концертах и сопутствующих товарах, а если им понадобится записать альбом, то записывающая компания получит процент от прибыли с концертов и продаж товаров. Может быть, полностью цифровые записывающие компании дадут группам средства, которые позволят им продавать музыку напрямую своим поклонникам, и будут лишь брать небольшой процент за предоставленные услуги. В любом случае, владеть музыкой будут исполнители».
Новые технологии повлияли не только на музыкальный бизнес. Изменилось и наше отношение к музыке. Слушатель оказался лицом к лицу с таким морем музыкальной информации, о котором ранее не мог и мечтать. И если раньше лицом меломана была имеющаяся в наличии коллекция дисков (так или иначе ограниченная), то теперь им является, прежде всего, сам подбор музыки. Музыкальная коллекция стала предельно индивидуальной.
Ну ознакомиться и поиметь все же в чем то разные вещи))
0 Ответить
Сергей, вы отстаете от жизни Аудиомагнаты уже дают добро на бесплатную трансляцию музыки в сервисах Apple - тот же iCloud. Одноклассники и Яндекс беспатно дают слушать музыку, а в США Google Music постепенно выходит из бета-стадии. Да и Джамендо никто не отменял - сайт растет и наполняется все большей бесплатной и легальной музыкой молодых исполнителей. Будущее з а онлайн-радио - бесплатным и вседоступным!
0 Ответить