Сергей Николаевич Дебютант

100-летие ВВС России. С чего всё началось?

12 августа 2012 года исполняется 100 лет ВВС России. Для того чтобы появился этот праздник, должен был появиться самолет. Первый вариант самолета — «Райт-А» — был испытан братьями Райт в декабре 1903 года и в сентябре 1909 куплен российским военным ведомством.

jennyt, Shutterstock.com

Райты при создании самолета использовали большой накопленный опыт предыдущих изобретателей. Начали они изучение авиации с книги «Прогресс летающих машин» и дневника «Планерные экперименты» О. Шанюта, американского инженера-мостостроителя, на пенсии увлекшегося авиастроением. Для первоначальных опытов Райты купили планер Шанюта с прямоугольным крылом типа биплан и в дальнейших работах использовали этот тип конструкции крыла. В дневниках Шанюта встречается и русская фамилия Butusov. Кто же он был и что сделал для авиации?

Василий Павлович Бутузов (William Paul Butusov) родился в 1846 году в Санкт-Петербурге. В возрасте 18 лет он стал моряком торгового судна и прослужил в торговом флоте 16 лет. В 1880 Бутузов — второй помощник капитана — оставил морскую службу и в 1882 году поселился в Чикаго. В 1896 В. П. Бутузов познакомился с О. Шанютом, который также жил в Чикаго.

25 июня 1896 года Бутузов и Шанют заключили договор, по которому Шанют выделял 500 долларов на строительство аппарата по типу планера и оплачивал расходы, связанные с испытанием машины и с патентованием ее конструкции, а Бутузов обещал продемонстрировать летные качества планера с перспективой установить двигатель. Дивиденды в случае успеха испытаний и продаж аппарата должны были делиться пополам.

Тогда же Бутузов вместе с Шанютом и Херрингом впервые отправился к месту планерных испытаний на песчаные дюны в окрестностях озера Мичиган и сделал несколько полетов на балансирном планере Шанюта. В июле Бутузов направил заявку в Патентное ведомство США на конструкцию планера и приступил к его изготовлению. В конце августа 1896 работа была завершена. Бутузов назвал планер «Альбатрос».

Управление планером должно было осуществляться с помощью руля направления и специальной подвижной поверхности над крылом, руля высоты, управляемых руками. Для сохранения равновесия аппарата в полете планерист мог менять свое положение, двигаясь назад и вперед по специальной доске длиной 2,5 м или отклоняя туловище вбок. Фюзеляж имел форму лодки. «Альбатрос» имел размах крыла 12 м, площадь крыла 25 м2 и весил 75 кг (с пилотом 133 кг).

Первый испытательный взлет проводили с веревками, ограничивающими высоту. Бутузов внутри «Альбатроса» и под действием ветра, дувшего со скоростью 45 км/ч, поднялся на высоту около 1 м и парил. Слегка перемещаясь по фюзеляжу, Бутузов легко парировал случайные крены. Как написал Шанют, планер показал хорошую управляемость, устойчивость и отсутствие опасности для пилота.

Через два дня из-за недостаточной скорости ветра «Альбатрос» испытали в полете с 59 кг песчаного балласта вместо пилота. Планер пролетел около 30 м и без особых повреждений приземлился на песок. Так как в дальнейшем ветер не превышал 30 км/час, третий испытательный полет пришлось сделать с меньшим баластом и разгоном с помощью канатов, при этом планер во время полета задел за верхушку дерева на расстоянии 25 метров от старта и рухнул на землю. Повреждения были очень значительными: сломано крыло и многие детали фюзеляжа. На этом испытания закончились.

По мнению Шанюта, «Альбатрос» показал себя в целом как устойчивая машина, но его аэродинамические качества были невысокими. Несмотря на неудачу, В. П. Бутузов остался верен идее создания летательной машины. Он решил переделать Альбатрос так, чтобы значительно уменьшить вес и лобовое сопротивление аппарата.

В январе 1897 года Бутузов обратился к Шанюту с просьбой отдать ему для доработки поврежденный Альбатрос (аппарат был построен на деньги Шанюта), а также передать во временное пользование легкий балансирный планер-биплан для обучения полетам.

В ноябре 1897 Бутузов начал публичную демонстрацию полетов на планере Шанюта. Они совершались в большом зале в одном из зданий Чикаго в присутствии многих зрителей. Бутузов стартовал с возвышения высотой 10 м и пролетал расстояние примерно в 50 м. Во время одного из полетов, обломилась хвостовая плоскость и планер рухнул вниз. Бутузов сильно ударился о землю, и в результате нижняя часть его тела оказалась парализованной на долгих два года.

По данным американской прессы, Бутузов в 1911 году пытался предъявить иск Райтам за использование его изобретения в части вертикальных и горизонтальных рулей.

Самолет Райтов состоял из прямоугольного крыла типа биплан, как у Шанюта, заднего вертикального и переднего горизонтального рулей, как у Бутусова, бензинового двигателя, как у Ленгли, и плюс устройства управления креном собственного изобретения, которое и превратило машину для трюков в воздушное транспортное средство.

Из этого можно сделать вывод, что к двум из пяти важнейшим частям самолета Райтов Бутузов имел самое прямое отношение. Кроме того, Райты использовали методики испытания частей конструкции, методики предполетных и полетных испытаний планера Бутусова, описанные в дневниках Шанюта.

С современных позиций очевидно несовершенство летательного аппарата Бутусова. Тем не менее, имя Бутузова, мало известное в США и совсем неизвестное в нашей стране, заслуживает памяти. Он был одним из немногих энтузиастов, усилиями которых создавалась основа для развития авиации. Память об этом должна быть сохранена.

Обновлено 11.08.2012
Статья размещена на сайте 3.08.2012

Комментарии (51):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо за статью. И за то, что поддерживаете комментаторов, потому что в результате интересных сведений получается в разы больше, да еще очень эмоционально предъявленных, это увлекает. Правда, так и выгореть легко. Я благодарна тем, кто подсказал, что, чем отвечать комментаторам, лучше писать новые статьи.

    Оценка статьи: 5

  • Валерий Хачатуров Мастер 24 августа 2012 в 16:32 отредактирован 24 августа 2012 в 16:34

    Судьба Романовых, которые оказались в Крыму, могла бы тоже сложиться трагически.
    Но, на счастье живших там Романовых, за их охрану отвечал матрос Задорожный, который в прошлом служил в авиационной школе и знал великого князя Александра Михайловича. Матрос Задорожный сохранил лучшие воспоминания о бывшем шефе и взял Романовых под свою защиту.

  • Константин Рыбаков Константин Рыбаков Мастер 12 августа 2012 в 11:55 отредактирован 12 августа 2012 в 11:57

    Сергей Николаевич, название статьи «100-летие ВВС России. С чего всё началось?» не соответствует содержимому. ВВС России в первую очередь начинались с А.Ф.Можайского, даже по годам: "В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха.20 июля 1882 года был испытан летательный аппарат его конструкции.Во время разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. А. Ф. Можайский пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились." (Википедия). Так как А.Ф.Можайский был человеком военным, русским офицером, то отношение его к Военно-Воздушным Силам гораздо большее, чем гражданского господина Бутусова В.П. Кроме того, г-н Бутусов имел возможность пользоваться опытом предыдущих конструкторов и учёных (Отто Лилиенталя, Александра Можайского, Н.Е.Жуковского), и у него был спонсор, иначе и у Бутусова не получилось бы довести аппарат до ума. То, что Вы открыли малоизвестную страницу истории авиации - замечательно, но название не соответствует: не с г-на Бутусова В.П. начинались ВВС России. Оценка 4.

    Оценка статьи: 4

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 13 августа 2012 в 07:26 отредактирован 13 августа 2012 в 07:27

      Константин Рыбаков, "Сочтёмся славою, //ведь мы свои же люди. " (ВВМ)
      К юбилею любой подвижник авиации, извлечённый из забвения, дополняет общую картину становления русской авиации "от Ромула до наших дней".
      Стоит ли так тягаться приоритетами? Технический прогресс - тонкая вещь. Всех "вкладчиков" его проще считать обитателями Земли, все мало-помалу стремились в небо. Кто-то преуспел в идеях,находках, кто-то в организации производства.

      • Сергей Дмитриев, да я не о славе, а о соответствии названия самой статье

        Оценка статьи: 4

        • Константин Рыбаков, пожалуйста, напиши где это чудо установили, кому спасибо сказать. Где это, где? Знаешь, я же жила прямо напротив церкви в Мариенбурге, на Колпанской. Когда в гатчине стали застраивать район Аэродром, мы полем туда в гастроном бегали прямо по ВПП. И так обидно было: такой знаменитый аэродром, чкаловский, батькин. И ни тебе таблички, ни тебе столбика. Я тебе больше скажу: вдовль ВПП я себе самозахватом там 25 соток под картошку запахала. Цыгане наши там пасли. А я частенько думала окучивая, встань Чкалов или отец с того света и глянь-ка как я на славном аэродроме на ВПП картошку развожу...Напиши подробно, Костя. Есть ли там список летчиков, чья идея была.

          Оценка статьи: 5

          • Лаура Ли, Списка лётчиков нет, архивы-то в 90-е все пожгли, никому ничего не надо. Я тут пытался было материал собрать об одном пароходике, ровеснике "Авроры", который войну прошёл и до сих пор в строю, на Средне-Невском судостроительном - так ни-че-го-шеньки нет, ни в архиве завода, ни в архивах ВМФ, ветеранов завода пытаю, по крошкам выуживаю...
            А рядом с бывшей ВПП теперь улица генерала Сандалова построена, и памятник МиГу-21-му стоит.

            Оценка статьи: 4

            • Константин Рыбаков, авиаремонтный - это бывший филиал Ленинца? Так что теперь между Аэродромом и Мариенбургом старым уже улица появилась? Спасибо, Костя, порадовал. Охти...
              И я тебя порадую - была в ту субботу на авиашоу, но с воды в этот раз смотрела. Вот что я должна чувствовать, с пеленках под сушками и пошками, глядя на великолепную американскую авиацию, на всенародную любовь к пилотам, на ТАКОЕ! пилотирование, что радуюсь как дурак цацке, хотя бы таким скромным гатчинским вещам больше, чем бочкам и свечкам субботнего парада? Спасибо что снимал на камеру, что показал. А будешь рядом, уважь, положи и от меня цветочек. И вообще Гатчине славной поклон.

              Оценка статьи: 5

              • Комментарий скрыт
                • Андрей Никандров, если автор статьи не возражает, я отвечу. Поздравляю вас, родителей, с победой дочери. Ее поздравляю! Гордитесь и радуйтесь. УРА!
                  А вот почему чемпионка мира дочь моего друга Шушунова приезжает в США на встречи бывших чемпионов мира, где их чествуют, благодарят, устраивают встречи с молодыми спортсменами, общественностью, а у себя дома в Питере она живет в забвении и почти в нужде? Это русской чемпионке мира надо за почестями в Америку ехать? Ох, Андрей...

                  Оценка статьи: 5

    • Константин Рыбаков, мне нехотелось уходить так далеко от даты, да и Можайский ближе в ВМФ России ИМХО.

      • Сергей Николаевич, навестил я сегодня памятник один, у нас в Гатчине: странная страна Россия, где даже считать не умеют... Памятник установлен в 2010 году к 100-летию первого отечественного военного аэродрома . Получается, военный аэродром был, самолёты (не братьев Райт) и лётчики были, а военно-воздушные силы отсутствовали

        Оценка статьи: 4

        • Константин Рыбаков, если вы внимательно читали, то я так и написал, в сентябре 1909 года в российском военном ведомстве были военные самолеты, а не в 1910 году или 1912 году.
          А статья писаласась к официальной дате, по дате вопрос к Российскому правительству. Но к этой дате я не нашел никакой интересной конкретики и поэтому добавил к ней часть другой статьи, связанной, как мне показалось, с этой датой.
          А про Можайского уже было две статьи, зачем повторять.

          Если вас сильно интересует вопрос, пишите свою статью.

      • Сергей Николаевич, вся авиация России вышла из моря - это и вице-адмирал Григорович, и вице-адмирал великий князь Александр Михайлович, и капитан 2 ранга Вячеслав Никанорович Кедрин, и капитан корпуса инженер-механиков флота Л. М. Мациевич, капитан 1 ранга И. В. Фогель, лейтенант флота С. Ф. Дорожинский, и чуть позже начальник 1-го оперативного отделения (Балтика) Морского генерального штаба капитан 2 ранга А. В. Колчак, предложивший использовать новые виды морской разведки — авиационную и радиотехническую... Не случайно авиация - тоже флот .

        Оценка статьи: 4

        • Комментарий скрыт
          • Валерий Хачатуров Мастер 24 августа 2012 в 14:16 отредактирован 24 августа 2012 в 14:30

            Андрей Никандров, / Было бы смешно если бы Авиацию формировали из Гусаров... /
            Англичанина не смешит когда слышит, например, 8-ой танковый уланский полк». Был некогда уланский полк, потом уланы пересели на танки. В самом названии - вся история полка.
            А когда формировались летные части русской армии, то среди летчиков можно было встретить офицеров различных полков. Кстати, известный летчик Константин Арцеулов, победитель штопора, до авиации служил в кавалерии - после начала Первой мировой войны прапорщик Арцеулов был зачислен в 12-й уланский полк.

          • Константин Рыбаков Константин Рыбаков Мастер 24 августа 2012 в 09:28 отредактирован 24 августа 2012 в 09:30

            Андрей Никандров, ничего смешного: тот же Ткачев (см. выше) - из потомственных казаков, конников. Не формировали её в тот момент ещё - в авиацию шли самостоятельно, седлали и летали, кто не боялся А технари - да, в основной массе из моряков, потому что законы только появлявшейся аэродинамики очень близки уже известной на тот момент гидродинамике, от неё отталкивались.

            Оценка статьи: 4

      • Комментарий скрыт
        • Андрей Никандров, к чему этот балаган?

          • Комментарий скрыт
            • Валерий Хачатуров Мастер 12 августа 2012 в 18:15 отредактирован 12 августа 2012 в 18:29

              Андрей Никандров, Будем продолжать себя вести прилично..
              и не забалтывать тему...
              Что же касается Зимнего дворца, то в ваших виршах есть серьезное упущение. Накануне штурма дворца летчик Константин Акашев, вывел из дворца артиллерию Михайловского училища. Будучи комиссаром Временного правительства по артиллерийским училищам, он убедил юнкеров-артиллеристов покинуть позиции у Зимнего дворца (тем самым сделав его оборону, по существу, невозможной).

              • Комментарий скрыт
                • Андрей Никандров, Умалчивание имени Акашева можно понять. После службы в Красной Армии Акашев работал на руководящих должностях в авиапромышленности. Не принял административно-командные методы управления. Был обвинен в подрывной деятельности. Военная коллегия Верховного Суда СССР (28.1.1957 г.) отменила постановление коллегии ОГПУ (1931 г.) в отношении Акашева К.В. за отсутствием состава преступления. После его реабилитации дочь Галя ходила в Военную коллегию. Там какой–то начальник сообщил ей, что ее отец умер во время допроса. «Как, во время допроса?» «Лучше вам не знать подробностей его смерти», — таков был ответ.

                  • Комментарий скрыт
                    • Андрей Никандров, Умалчивание имен было характерной чертой советской истории. Первый в истории русской авиации воздушный таран совершил, как известно, знаменитый русский авиатор П. Н. Нестеров. А первым летчиком, оставшимся после тарана в живых был Алекса́ндр Алекса́ндрович Казако́в, который в марте 1915 уничтожив немецкий самолет, произвел посадку на своем аэродроме. Казаков не принял Октябрьскую революцию, воевал против красных и предан забвению советской историей.

  • Сергей Николаевич, Информация интересная, но не имеет непосредственного отношения к ВВС.
    12 августа 1912 года по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. В ознаменование этого события 12 августа принято считать началом создания военной авиации России. Несколько раньше, в 1910 году в России были открыты школы военных летчиков: одна Петербурге, а вторая - в Севастополе. Севастопольская офицерская школа авиации была создана по инициативе Великого Князя Александра Михайловича. Александр Михайлович приобрел участок земли к северо-западу от Севастополя у реки Кача. В 1912 г. Севастопольская школа авиации перебазировалась в маленький поселок у реки Кача, получила впоследствии имя Качинской.

  • Комментарий скрыт
    • Сергей Николаевич Сергей Николаевич Дебютант 12 августа 2012 в 05:42 отредактирован 12 августа 2012 в 05:46

      Андрей Никандров, всё в одну статью не поместить, она и так на пределе. Можайский это да, он проложил дорогу Максиму, Ленгли и другим, но воперых, он так и невзлелел, прыжок не считается, а во вторых к ВВС не имеет отношения. Но я тут не дописал, что в 1909 военное ведомство купило не только Райт-А,но и Фарман. Однако считаю, что Фарман это в основном копия Райта и основан на дневниках Шанюта. Но толлько Фарман в Ле Монс 8.8.08 летал на 1000 метров и высота до 10 метров, а Райт 100 метров высоты и на 123 км.

  • Через несколько дней, 18 августа в 12 часов дня начнется очередное авиа/боут-шоу в Чикаго. Каждый год это шоу проводится как любимейший праздник города. Тренировки над городом и озером Мичиган начнутся через 3 дня. Шоу продлится субботу и воскресенье. Я буду встречать его с якоря на яхте, так что брошюры и флаерсы этого года не смогу получить. Но ежегодно вдоль прибрежной парковой зоны в дни авиашоу распространяют флаерсы как сподручный материал. Кроме информации о современных самолетах и их офигенных пилотах, в них рассказывается история авиации. И все фамилии первых авиаторов упоминаются, им отдается должная честь. Всегда приятно читать русские фамилии в списках корифеев воздухоплавания и самолетостроения. Имя Сикорского знакомо каждому ребенку просто с юных лет. Но никто не знает, что он русский. Впрочем, нет пророка в своем отечестве. И Ля Бурже в этом году было без России и Витязей. А сегодня я посмотрела по ТВ какой-то допотопный русский авиа-шоу и была просто в ужасе - всего одна! пятерка, и та работает как пьяная, никакой синхронности и элементы показывает такие простенькие, (сердечко не есть высший пилотаж) что стыдно смотреть. И это на столетие ВВС!

    Оценка статьи: 5

    • Лаура Ли, как-будто нынче Витязи не летали в Англию из-за бюрократических проволочек? Как бы уточнить?

      • Сергей Дмитриев, фо Францию, и я не думаю, что они восстановили пятерку после прошлогодней потери пилота. Это не так просто слетать связку. У ниж совместный маневр шел максимум на 30 метрах Наши Львы идут на 15 фитах сближения уже десятки лет. (Мне отеу рассказывал, что они на тренировках тройки и пятерки веревками связывали чтобы держать дистанцию строго). Что же тут показывать? А кроме того, начинка их машин не выдерживает проверки на патентную чистоту. Воровайка от носа до кокпита. Думаешь, зря они в Индонезии горушку раком перевернули?

        Оценка статьи: 5

    • Лаура Ли, ну почему же никто не знает? Сикорский эмигрировал из России после революции, а до этого он немало сделал для отечественной авиации. 1913 год - самый большой самолёт того времени "Святогор", не самый удачный по причине слабой конструкции шасси: взлетать мог, но при посадке ломал "ноги". Потом "Русский витязь"; а выпускавшийся с 1914 по 1918 годы самолёт его конструкции С-22"Илья Муромец" поставил несколько рекордов дальности, грузоподъёмности, времени и максимальной высоты полёта! Полагаю, что о нём знают все, так или иначе имеющие отношение к авиации люди

      Оценка статьи: 4