Техника. Архимед вошел в историю как один из первых ученых, работавших на войну (военные метательные машины), и как первая известная жертва войны среди ученых. Кораблестроение. От триер до атомных авианосцев и подводных лодок. Торговые корабли средних веков были одновременно и военными для защиты от пиратов. Ракетостроение. От пороховых ракет до межконтинентальных с разделяющимися боеголовками. И фашистская Германия, и капиталистическая Америка (США), и социалистическая Россия (СССР) разрабатывали ракеты, прежде всего, для войны и, естественно, за счет госфинансирования.
Физика. Эта наука наиболее избалована военными бюджетами. Причина заключается в наибольшем формализме этой науки. Военным надо, чтобы приказ был выполнен. Ракеты летели бы в цель, «броня крепка, и танки наши быстры» и неуязвимы. Физические законы это требование могут обеспечить. П. Валери об открытиях говаривал так: «События рождаются от неизвестного отца, необходимость не что иное, как их мать».
Радиолокация — наблюдение различных объектов радиотехническими методами. Включает обнаружение, определение местоположения, скорости и др.; сам процесс радиолокационного наблюдения, осуществляемый радиолокационными станциями (РЛС). Идея радиолокации возникла вместе с изобретением радио, широкое техническое развитие она получила лишь в конце 30-х гг. XX века.
Первые РЛС были станциями обнаружения самолетов. Показала свою эффективность при отражении налетов немецкой авиации во 2-й мировой войне. Современная радиолокация применяется в военном деле, морской, воздушной, космической навигации, метеорологии и астрономии.
Атомные проекты США и СССР. Надо отметить, что физики платили военным взаимностью. Эти, возможно, самые масштабные научные проекты XX века возникли по инициативе самих ученых. В результате «…они были помяты жизнью, войной и естествознанием» (Михаил Анчаров).
Радиохимик Л. Сцилард инициировал в 1939 году письмо А. Эйнштейна президенту
В СССР создание атомного оружия было инициировано письмами физика Г. Н. Флерова (в то время техника-лейтенанта действующей армии)
Надо сказать, что в среде ученых возможность практического применения ядерной физики оценивалась отрицательно. В 1933 году в письме Британской ассоциации английский ученый Э. Резерфорд заявил: «Эти превращения атомов представляют исключительный интерес для ученых, но мы не сможем управлять атомной энергией в такой степени, чтобы это имело практическую ценность… Наш интерес к этой проблеме чисто научный». Только государственный интерес (военный, а далее и политический) мобилизовавший в условиях войны никем не считанные материальные, людские и интеллектуальные ресурсы, позволил ядерной физике и радиохимии стать лидерами науки XX века. Лично-коммерческие стимулы дали бы нам ядерную энергию только к середине XXI века, а возможно, и позже!
Химия и материаловедение. Возможно, первым примером прямого военного заказа для химиков была задача поставки кожи для обуви 500 тысяч призывников в армию Наполеона. Химик граф А.Ф. Фуркруа (1755−1809) решил эту проблему. Кожевенные заводы с их дубильными ямами не могли подготовить кожу к нужным срокам. Фуркруа изучил процесс дубления кож и открыл метод, позволяющий произвести в течение нескольких дней те операции, которые раньше требовали нескольких лет.
Примерами военно-химического служения являются судьбы двух русских ученых. Б.В. Курчатов — брат руководителя советского атомного проекта
В.Г. Хлопин, советский радиохимик. Работал в Радиологической лаборатории
Сверхчистые уран, графит и цирконий, а также методы контроля следов загрязнений в этих материалах (активационный анализ, пределы обнаружения 10-4-10-12%), созданы на основе исследований химиков Института геохимии и аналитической химии АН СССР.
Такие примеры можно перечислять до бесконечности. К сожалению, в современном мире для большинства наук государственный стимул (война) является источником финансирования. По неофициальным данным более 80% финансирования науки в СССР проводилось через военно-промышленный комплекс. Отсюда и кризис в российской науке на рубеже тысячелетия. Меценаты еще не воспитались, монастыри отделились от государства, а прихватизаторы равнодушны к будущему, да и настоящему России.
Прочёл с удовольствием. И ещё одну сторону не затронул автор робототехнику. Без боевых роботов сегодня воевать тяжко...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Другими словами, весь прогресс человечества происходит от все возрастающего желания государств разрушать и уничтожать другие государства... грустно..
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Наташа Деспи , что поделать, во многой мудрости - много печали.
0 Ответить
Обе части интересны и верны. Особенно это понятно тем, кто постарше, особенно мне, имевшему 3 допуск секретности с 10 класса.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
"Пожалуй,тяжело не согласиться." что это так. Но и на чисто научно-спортивном интересе можно было бы продвинуться далеко,не будь этого военного интереса.
В осадке получается, что т.н. военный интерес - это проблема выживания, а если это так, то все средства хороши и упрекать ВПК затруднительно.
Сейчас в угаре тотальной гонки вооружений и торговли оружием особенно рельефно видна абсурдность трат на пушки и в СК и Иране "и где ещё, я не знаю".
Первобытная природа людей,увы, не претерпела инноваций в сравнении с техпрогроессом.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, пацифисты и толстовцы кусают локти. Все,или практически все, чем мы пользуемся, мы обязаны ВПК (Военно промышленному комплексу).
Есть спорные моменты как, например, высота стен крепостей, а в целом, все верно.
Консервы, синтетические ткани, тефлоновая посуда, стиральные машины, микроволновки, Боинги и ТУ и СУ, и т.д и т.п - все это продукт ВПК, или побочная его ветвь.
1 Ответить