Бум со строительством СЛА начался довольно давно. Особенность его в том, что он продолжается и сейчас. Свой интерес к СЛА проявили и крупные авиационные фирмы. При желании и наличии средств нынче можно купить в частное пользование что угодно из категории «летающего». В основном это маломестные пассажирские летательные аппараты. Правда, цена за них весьма высокая. Так что проще и намного дешевле собрать СЛА по своим чертежам и своими руками. Купить придется только мотор или же приспособить переделанный мотоциклетный. Иные умельцы умудряются поставить даже бензопилу «Дружба»! Некрасиво? Сильно шумит? Много ест бензина? Но зато «агрегат» летает! И вполне прилично.
Встречаются и вовсе чудо-мастера. Например, американский авиаконструктор Д. Беде еще в 60-е годы минувшего века создал уникальный одноместный СЛА с реактивной тягой и герметичной кабиной! Самолет BD-5 был признан самым маленьким реактивным самолетом в мире! Вес его — 162 килограмма. Удалось BD-5 поставить на серийный выпуск. В общей сложности в 70-е годы фирмой «Bede Aircraft Corporation» было выпущено около пяти тысяч таких самолетов. Стоимость каждого — более 60 тысяч долларов США. В дальнейшем фирма обанкротилась. Рынку нужны были самолеты большей вместимости и более дешевые. А одноместный реактивный интересовал только очень богатых любителей экзотичных воздушных прогулок из числа тех, кто очень хорошо знаком с реактивной авиацией и имеет соответствующий опыт управления. Разумеется, и соответствующие допуски к полетам.
Намного проще ситуация обстоит со строительством СЛА, вес которых не превышает 100 килограммов и где минимальные требования к полетным навыкам. Простота устройств СЛА, минимум дешевых материалов и возможность хранить СЛА в разобранном виде в обычном гараже или даже в квартире привели к тому, что в мире насчитывается сейчас десятки тысяч частных СЛА. Именно компактность устройств больше всего привлекает «самодельщиков». Однако до каких размеров можно уменьшить габариты и вес СЛА, чтобы они все еще оставались пригодными для полетов?
Над этим вопросом в свое время задумался изобретатель из Краснодарского края Виктор Дмитриев. До рекордного самолета он построил и испытал еще шесть. Взяв все самое лучшее из этих конструкций, создал свой X-12D, занесенный в книгу рекордов Гиннесса. В сложенном виде самолет помещается в чемодане! Его вес — 54 килограмма. Взлетный вес — 180 килограммов. Длина разбега для взлета — 30 метров. Крейсерская скорость — 200 километров в час.
Согласитесь, показатели завидные. Так что не случайно самолетик X-12D получил самые высокие оценки в ряде стран и был представлен на престижной выставке МАКС-2013. Хотя он считается самим конструктором экспериментальным, думается, его вполне можно выпускать и серийно. Например, для обучения курсантов в авиашколах и аэроклубах. Тем более что материальная база там давно устаревшая.
В последние годы интерес к СЛА во всем мире перешел в разряд регулярно проводимых различных спортивных соревнований. Радует то, что и в России с этим не отстали. Можно вспомнить удачно прошедшие в ноябре 2013 года в Армавире (Краснодарский край) «Первые всероссийские юношеские соревнования по спорту сверхлегкой авиации в дисциплине самолеты». Как знать, возможно, это даст в дальнейшем стране новых чудо-изобретателей, которые создадут сверхкомпактный и суперэффективный двигатель для СЛА. Поживем — увидим. А Россия способна еще удивлять мир.
Замечательно ! Полный зачОт! Очень хороший обзор трендов в СЛА. Давно в СМИ летала реальная байка о том, как зэк в зоне замастырил ЛА -вертолётик с пилой "Дружба" и сиганул на нём через колючую проволоку ограждения. Но гения авиации изловили.
Года два назад мне что-то накатило сделать масштабный макет самолёта-тандема. Только потом из сети я узнал его название. Эта схема из класса экзотических. По моим представлениям она может обеспечить горизонтальность фюзеляжа при взлёте и посадке, а также уменьшает габарит по ширине(размаху крыльев). Два двигателя можно разместить по продольной оси ЛА и не будет проблемы уравновешивания тяги при отказе одного. Можно вообще в ТЗ внести требование взлёта и посадки на одном движке.
При скорости ок 200 км/час почему не применить биплан? Ведь ПС прибавляется почти вдвое, а это сокращение разбега. Но мне не нравятся укосины и растяжки на биплане. Я тоже сделал макет, у которого концы крыльев соединяются жёсткой обтекаемой пластиной, а растяжки и укосины упраздняются.
но фикс-идея у меня - вертолёт на одного пилота на ...экранирующем эффекте с двумя винтами как у Камова, но без автомата перекоса. Но я не уверен, что ЭЭ может быть у винта с широкими лопастями. Но я вижу такой ЛА с гондолой для пилота в центре винтов, посколку ПС их в центе незначительна и ею можно пренебречь. Направление полёта задаёт пилот смещением тела или спец. балластом.
Очень часто идут сообщения о гибели людей на СЛА. Известный французский покоритель глубин изобрёл много приборов для безопасности акванавтов. Для СЛА тоже надо "грести в этом направлении". При отказе двигателя планирование должно быть нормой. И многое другое. Сорри за редкую длинноту.
Оценка статьи: 5
0 Ответить