— Интернет отнимает у нас работу. Никто больше не посылает писем. Все шлют друг другу электронную почту.
Мрачный взгляд на будущее не оправдался. Хотя да, писем стало меньше. Замечу, что почтовые отправления совсем не исчезли. Письма по-прежнему посылают, но в первую очередь это — заказные письма, которые требуется вручить получателю лично, под расписку.
Однако работы у почтарей меньше не стало. Наоборот. Сортировочные участки завалены мелкими пакетами. Отправители — магазины из Китая, из Тайваня и из Гонконга, торгующие через Интернет. Купить можно все — электронику, мобильные телефоны, одежду, украшения, даже лак для ногтей тысячи разнообразных оттенков. Интернет не отнял работу у почты, а прибавил ее.
Покупки онлайн сейчас перестали быть чем-то необычным. Можно сказать, они стали частью нашей повседневной жизни.
В таких случаях, как всегда, тянет заглянуть в «глубь веков» и узнать, кто придумал интернет-торговлю и кто совершил первую покупку онлайн.
«Глубь веков» не так уж и глубока. Первая покупка онлайн была совершена в мае 1984 года.
В это время Интернет еще не был доступен широкому кругу пользователей. Тем более, еще не было разрешено его использование в коммерческих целях. Этот радостный момент наступил только через 7 лет, в 1991 году.
Однако первая система электронных покупок и не предполагала присоединение к Всемирной сети. Она состояла из обычного домашнего телевизора и микрокомпьютера, который по телефонной линии связывался с управляющим компьютером одного из местных универсальных магазинов. Этот компьютер принимал заказ, регистрировал его и передавал на исполнение персоналу.
Систему электронных покупок придумал Майкл Олдрич (Michael Aldrich; 1941 — 2014). За четыре года до этого, в марте 1980 года, он разработал корпоративную информационную систему, осуществлявшую онлайн-продажи. Система эта была локализована на компьютере магазина. По телефонной линии через модем она соединялась с продавцами, оптовыми и частными покупателями и с поставщиками. Транзакции, отмечающие поставки и покупки, передавались в режиме реального времени в электронном виде и регистрировались центральным компьютером.
Таким образом, все участники торгового процесса объединялись в локальную информационную сеть и действовали совместно. Эта система заинтересовала крупные магазины, и ее охотно покупали в течение 1980-х годов.
Развивая свой продукт, Майкл Олдрич в 1980 году создал компьютерную систему под названием «Телепутер» («Teleputer»). Система эта состояла из 14-дюймового цветного телевизора, модема с автонаборщиком номеров и микрокомпьютера на основе микропроцессоров Zilog Z80, который использовал операционную систему CP/M. Микрокомпьютер имел флоппи-диск емкостью 360 KB, клавиатуру и принтер.
Если с высоты сегодняшнего дня не смеяться над мизерными техническими возможностями тогдашнего микрокомпьютера, следует признать, что Олдрич в своем «Телепутере» впервые осуществил концепцию домашнего медиацентра, управляемого персональным компьютером.
Для общения с пользователем Майкл Олдрич использовал имевшуюся в тогдашних телевизорах систему телетекста. Эта система позволяла выводить на экран телевизора различные алфавитно-цифровые информационные сообщения. Майкл организовал эти сообщения в виде ряда понятных и удобных меню, которые управлялись нажатием на определенные клавиши пульта дистанционного управления. Эти меню позволяли заказать товары в одном из магазинов, подключенных к сети. По окончании сеанса сделанный заказ передавался в управляющий компьютер магазина. Оплата производилась при доставке.
Практически ту же конфигурацию системы использовали в качестве системы осуществления продаж для офисов поставщиков и оптовых покупателей. Система «Teleputer» широко использовалась в Великобритании, а когда была разработана кириллическая версия, ее даже экспортировали в СССР.
Крупные универмаги, которые внедрили у себя систему Майкла Олдрича, решили также использовать его «Teleputer» для обслуживания частных клиентов. Первая такая система была смонтирована в 1984 году в городе Гейтсхеде (Gateshead), который находится на севере Англии.
Первым человеком, воспользовавшимся этой системой, оказалась 72-летняя миссис Джейн Сноуболл. Она была волонтером, членом местного совета, который ставил своей целью организовать помощь для стариков и инвалидов Гейтсхеда.
Миссис Сноуболл, пользуясь системой «Teleputer», самостоятельно вошла в систему местного универсама и выбрала необходимые товары. Она заказала яйца, маргарин и кукурузные хлопья. Микрокомпьютер переслал ее заказ по телефонной линии в магазин. Продавцы собрали заказанные продукты в тележку, которую доставили к дверям квартиры миссис Сноуболл. Она расплатилась за продукты и за доставку наличными.
Произошло это в мае 1984 года. Миссис Сноуболл, не выходя из дома, затратила на покупку всего 15 минут и оценила изобретение Майкла Олдрича как «чудесное».
Так, совершенно буднично, без фанфар, началась эра онлайн-торговли. Покупка миссис Сноуболл положила начало коренным изменениям в торговле. Процесс покупок стал более функциональным и более быстрым.
Надо сказать, что первый покупатель онлайн оказался просто идеальным покупателем для проверки новой системы. Миссис Сноуболл никогда не видела компьютера, она была знакома только с телевизором. Для соединения с магазином ей потребовалось воспользоваться единственной новой, не известной ей, кнопкой на знакомом пульте управления телевизором. Идея превратить известный всем домашний прибор, телевизор, в компьютерный терминал оказалась гениальной. А главное, выполнимой.
И все-таки настоящая электронная эпоха в истории торговли началась спустя десять лет, в 1994 году, когда Интернет перестал быть «игрушкой для яйцеголовых», а стал превращаться в одно из привычных средств связи. Именно тогда открылся первый магазин онлайн-торговли — Amazon.
Интересно узнать, почему тон начальника был "умеренно пессимистическим"?..
0 Ответить
"Кто произвел первую покупку онлайн" - иногда мне кажется, что русский язык для некоторых уважаемых писателей не родной, даже если они в Израилях-)
В наше время покупки "делались". А "производили" мы продукцию.
0 Ответить
Игорь Ткачев, это мелочная придирка. "В наше время покупки делались" за кэш, а теперича задействована целая халабуда из заказа, расчёта и доставки по почте - это ж целая индустрия. Так что впору называть это производством покупок. Это только им хо-хо.
С оказией и бА-АЛшим риском предлагаю эпиграмму на авторов ШЖ.
"Костя Кучер пишет кучеряво, // Маркус Блау пишет без бла-бла // Вадик Гарин - тот ваще коряво,// И(.) Ткачёв - замысловато, как ЗолА."
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, "Так что впору называть это производством покупок" - фи, как это громоздко. "Производство покупок"... так можно сказать только от недельного запора-)
"Делать покупки" - куда элегантнее и просто храматнее!
Знаете, что еще интересно в Вашем комменте? То, что с "производством покупок" все-де же упрощается, а получается, что "халабуда и куча заморочек".
Упрощение процессов производства, покупки, продажи - мазафакинг фейк?!
0 Ответить
Хорошая статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вот пример и образец информационно-познавательной и актуальной статьи, с историческим аспектом, без каких-либо побрякушечных причандал(ов), что называется - "деловито и сухо".
Браво автору и редактору !
Если Вы такой инет-дока, скажите, всплывают ли и для Вас раздражили на мониторе, типа: Recove
Webpage , Failure Nontice и много других интересных досадок.
Особенно достаёт эта Файлура: ты отвечаешь по Reply, а тебе отвечают, дескать, сорри, не могЁм отправить Ваш мессидж и высыпают ворох "китайской чертовщины" с непонятными значками.
Оценка статьи однозначно - 5 !
И по нормальным е-майл часто выскакивает эта Файлура.
Оценка статьи: 5
0 Ответить