Двукратный рост заставил крупные компании занервничать. Apple, Samsung, Sony и другие производители сильно зависят от поставок кобальта.
Удивительно, но, как и в случае с оловом с острова Банка, основной поставщик кобальта далеко не технологически развитая страна. Это Демократическая Республика Конго — одно из беднейших государств мира. А основным инструментом добычи полезного ископаемого являются дети. Они поставляют на рынок 50% (половину!) всего кобальта в мире.
19 января 2018 года правозащитная организация Amnesty International опубликовала доклад, где говорится, что в добыче участвуют дети от 7 лет. Добыча идет кустарным методом в опасных для жизни и здоровья условиях, полученный детским трудом металл перепродают компании Congo Dongfang Mining (владелец — китайская Zhejiang Huayou Cobalt Ltd).
Затем кобальт обрабатывают, продают производителям батарей в Китае и Южной Корее, а они уже поставляют аккумуляторы ИТ-компаниям (Apple, Microsoft, Sony) и автопроизводителям (VolksWagen, BMW, Daimler).
Представители Amnesty International обвинили концерны в том, что они даже не интересуются источниками кобальта в своей продукции. Самые большие претензии у правозащитников к Renault, Microsoft и Lenovo.
Что касается Apple, то после «оловянного» скандала на острове Банка, компания действительно много сделала, чтобы пресечь попадание в свою продукцию контрафактных материалов. Правда, благодарности компания не получила, ведь такие меры должны были быть приняты изначально, а не после журналистского расследования.
В ходе расследования Amnesty International опросила 87 работников на незаконных кобальтовых рудниках. Такие «шахты» открывают на месте официально закрытого производства. Среди опрошенных 17 детей в возрасте от 9 до 17 лет. Работают в рудниках без масок, и кобальтовая пыль быстро поражает легкие, приводя к смерти. Работают дети по 12 часов в день за 1−2 доллара.
Кобальт дорожает не в первый раз. С 2016 года цена на этот серебристый металл выросла втрое. Аналитики прогнозируют дефицит металла, что серьезно ударит по отрасли мобильных аккумуляторов и батарей для электрокаров. На сырьевых биржах инвесторы закупают кобальт впрок тысячами тонн, ожидая еще большего скачка цен.
Спрос на кобальт вырос после популяризации автомобилей с электрическим двигателем. Батареи в «Теслах» Илона Маска гораздо крупнее батареи смартфона или планшета. На одну батарею электромобиля требуется около 20 кг чистого металла. Согласно прогнозу, таких электромобилей в 2021 году будет 4,5 миллиона.
На 2016 год мировые запасы кобальта оценивались в 6 млн тонн. Больше половины металла находится в Демократической Республике Конго (3,4 млн т). Ещё миллион тонн лежит в Австралии, вдвое меньше — на Кубе. В России запасы металла оценены в 250 тысяч тонн.
Что еще почитать по теме?
Как олово губит остров Банка?
Сможет ли электромобиль отказаться от аккумуляторов?
Хорошо ли горят гвозди? То, о чем мы не думаем, когда слышим слово «металл»
Да, детский труд - это плохо, да 1-2 доллара в день - ужасно низкая цена (для европейца - американца). Но если перестать покупать у компании этот кобальт (насколько я понимаю, самый лучший в мире), то дети-добытчики вообще погибнут или пойдут в бандиты. Не странная ли логика у европейских чистоплюев?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ох, Марк Блау, и логика у чистоплюев странная и детское экономическое рабство - штука мерзкая.
Воланд сказал как-то "Вот и все - он не успел нагрешить" про убитого младенца...
Оценка статьи: 4
0 Ответить