Попав в Японию, поражаться можно многому. Страна расположена на архипелаге, в составе которого свыше шести тысяч (!) островов. Самые крупные — Кюсю, Хоккайдо, Сикоку, Хонсю.
Одна из серьезных проблем Японии — частые цунами и землетрясения. Они очень опасны, поскольку их невозможно предсказать. Кроме того, часты тайфуны и штормы. В прошлом веке (1954 год) тайфун в одном из проливов архипелага затопил пять пассажирских паромов. Число жертв превысило 1000 человек. Паромное сообщение между островами было временно прервано, поскольку затонувшие паромы надо было поднять со дна мощными кранами и отремонтировать.
Правительство Японии после столь крупной морской катастрофы решило сообщение между островами ориентировать на строительство подводных тоннелей. Конечно, при этом по-прежнему использовались паромы. Развивалось и сообщение самолетами. Но разбросанность островов не позволяла в полной мере удовлетворить потребности населения в паромном и авиационном сообщениях. К тому же, стоимость билетов на паромы и самолеты оставалась довольно высокой.
Проектирование железнодорожного тоннеля Сейкан продолжалось 9 лет! Трудности были огромные. По проекту общая длина тоннеля превышала 50 км. Из них 23 км и 300 м надо было «пробить» под дном моря. Сложность же состояла в том, что местность — гористая, а для безопасности от землетрясений тоннель требовалось под дном моря проложить в недрах на глубине 100 метров. При этом до дна от поверхности было еще 140 метров. Это значило, что тоннель надо было с одной стороны пролива плавно «опустить» в недра, а затем столь же плавно «поднять» на другой стороне пролива.
Мировая практика строительства подводных тоннелей не знала столь глубокого их «опускания» в недра под морским дном. Тоннель соединил через Сангарский пролив острова Хонсю и Хоккайдо, действовать он начал в марте 1988 года.
Особенности Японского архипелага потребовали от проектировщиков тоннеля учесть возможность сильных землетрясений в проливе. Спроектированы и созданы были системы защиты повышенной надежности. Внутри тоннеля установлены очень чувствительные электронные датчики, которые способны заметить смещение даже на доли миллиметра. Возможность прорыва воды в тоннель исключена значительной толщиной стен из металла и бетона. Тем не менее в тоннеле установлены мощные насосы. На случай чрезвычайных обстоятельств в нескольких местах тоннеля построены хорошо защищенные убежища с запасом продовольствия.
Двустороннее движение в тоннеле скоростных электропоездов позволяет «пролететь» под проливом за считанные минуты. Движение суперскоростных поездов началось не столь давно — в марте 2017 года. До этого применялись обычные поезда. Использование скоростных поездов позволяет пассажирам расстояние от Токио и до острова Хоккайдо (863 км) преодолеть всего за 4 часа. При этом по самому тоннелю поезд несется столь быстро, что свет на его стенках воспринимается единой яркой полосой и создается фантастическое ощущение полета в космосе.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...