Александр Аб Грандмастер

Какой вертолет - самый уникальный в мире?

С некоторых пор меня стали сильно раздражать материалы в газетах и в Интернете о том, что в СССР все было плохо. Согласен с тем, что определенные недостатки в Советском Союзе имелись. Но решительно против того, что авторы негативных статей не хотят видеть положительное. А оно было. Практически во всех сферах. Ниже рассказ всего лишь об одном примере, но зато весьма показательном.

МИ-12 Фото: ru.wikipedia.org

Усилиями советских ученых, авиаконструкторов, специалистов и рабочих был создан уникальный вертолет В-12 (в дальнейшем стал называться МИ-12). Аналога этой машине в мире нет до сих пор. Гигантский вертолет можно сравнить по своим параметрам в классе гигантов только с самолетом «Мрия», опять же — советского производства.

Ми-12 — очень необычный вертолет. На его конструкции впервые в мире были опробованы несколько кардинально новых решений. Главная, пожалуй, необычность этой винтокрылой машины в том, что у нее боковое размещение чрезвычайно больших винтов. Это стало мировой сенсацией, поскольку классическая схема требовала размещение винтов на крыше, что плохо сказалось бы на устойчивости вертолета в воздухе, его грузоподъемности и скорости в полете. Не говоря уж о сложностях технического обслуживания.

Грузовой отсек
Грузовой отсек
Фото: Источник

Предполагалось по расчетам, что МИ-12 сможет доставлять в отдаленные регионы СССР грузы весом около 30 тонн. Вертолет мог транспортировать в своем грузовом отсеке более 80 типов различных машин и оборудования, в том числе крупногабаритное военное. В частности, крылатые баллистические ракеты, танки, бронетранспортеры, артиллерийские орудия и, конечно же, самих военных. В вертолет могли сесть одновременно около 200 солдат. Собственно, вертолет и проектировался для нужд Министерства обороны СССР и военной авиации.

Первый этаж кабины экипажа
Первый этаж кабины экипажа
Фото: Источник

Дальность его полета на одной заправке горючим рассчитывалась в пределах 1000 км, что в 60-е годы минувшего века делало его лучшим в мире по этому показателю среди вертолетов военного назначения. В гражданском секторе вертолет мог использоваться в широком диапазоне экономических потребностей. В него легко входили, например, две пожарные машины. Леса в СССР тоже горели каждое сухое лето. Большой проблемой было их тушить, особенно в труднодоступных для пожарных машин местах.

Интересной и неожиданной в вертолетном конструировании оказалась двухэтажная компоновка кабины для экипажа. На нижнем уровне в кабине находились два летчика, бортинженер и бортэлектрик, а на верхнем — бортрадист и штурман. Последнему верхнее нахождение существенно помогало прокладывать маршрут не только по картам, но и визуально.

Места для пассажиров, сопровождающих груз
Места для пассажиров, сопровождающих груз
Фото: Источник

Уникальность МИ-12 касается и его силовых установок. Под этот вертолет специально был спроектирован двигатель Д-25Ф. На вертолете их было четыре. Даже при отказе двух из них, винтокрылая машина все равно держалась в воздухе.

Не менее интересно и то, что в 1971 году МИ-12 принял участие в знаменитой авиационной выставке в Ле-Бурже (Франция), где был отмечен престижной премией имени Сикорского. Показательные полеты МИ-12 совершил над Парижем, Берлином и Копенгагеном.

Место бортинженера
Место бортинженера
Фото: Источник

В рамках испытаний и модифицирования было собрано два МИ-12. Испытания прошли успешно, Госкомиссия разрешила запуск в серию, но до массового производства дело не дошло. Авиационные предприятия были загружены заказами на другие машины, а Минобороны СССР ставку сделал на более современные транспортные самолеты с большой дальностью полетов. Были и причины экономического характера.

МИ-12
МИ-12
Фото: Источник

Ныне два МИ-12 находятся на стоянке как музейные экземпляры.

Обновлено 1.11.2018
Статья размещена на сайте 19.10.2018

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 2 ноября 2018 в 00:26 отредактирован 2 ноября 2018 в 00:28

    Известно ли что о попытках испытать самолёт (или модель) по схеме тандем? Я сделал макет самолёта по такой схеме и только потом, "из газет" узнал её официальное название. У такой схемы немало "полезных отличий". Оценка:5 Побольше такого позитива о б/у-Союзе.