Анатолий Пастухов Грандмастер

Транспорт будущего: насколько хорош беспилотный трамвай?

Мы живем в период, когда наступает эра беспилотной транспортной техники. Современные машины становятся все более скоростными, очень плотный поток транспорта на трассах требует повышенного внимания со стороны водителей. Правила дорожного движения по этой причине расширяются подпунктами.

Китайский беспилотный трамвай Фото: Источник

Короче говоря, человек, находясь за системой управления, порой уже не может полностью и эффективно контролировать обстановку. Автоматика на основе программируемой электроники, конечно, тоже склонна давать сбой. Но коэффициент правильных решений у программируемых устройств управления техникой все же намного выше, чем у человека. Искусственный интеллект просто не имеет права на риск, и ошибка в его действиях часто оказывается на стороне программистов.

Словом, будущее за беспилотными системами управления. Тут все ясно и спорить не с чем. Крупные корпорации и фирмы уже несколько лет проектируют беспилотники и испытывают их в ситуациях, реально приближенных к дорожным.

Модель московского беспилотного автобуса
Модель московского беспилотного автобуса «Матрёшка»
Фото: Источник
  • Например, во Франции первыми в мире открыли ежедневные городские маршруты с беспилотными автобусами. Сейчас такие маршруты есть и в других странах.
  • В России беспилотный автобус испытывался в минувшем году в Москве и показал хорошие результаты.
  • В Нидерландах действуют такси-беспилотники. В роли таких такси используются микроавтобусы, которые по вместимости пассажиров можно сравнить с нашими маршрутками.

Пессимисты писали в средствах массовой информации критические замечания, упирая на то, что беспилотники стоят намного дороже обычных транспортных средств и экономически их эксплуатация особой выгоды не даст. С этим можно частично согласиться, если в качестве беспилотных станут действовать небольшие транспортные средства — легковые автомобили и мини-автобусы. Экономическая проблема может быть решена с внедрением автоматических систем управления на трамваях, которые имеют большую вместимость и стоят не столь дорого.

Со своего пути трамвай не может никуда свернуть. Значит, к беспилотнику на трамвае будут предъявляться не столь жесткие требования, как к прочему общественному транспорту. Нужно лишь предусмотреть автоматические остановки в графике движения. Не столь сложно «прописать» программно все те движения, которые совершает человек, находясь за управлением трамваем. Но вот есть одно психологическое препятствие: люди привыкли видеть в кабине не манекен, а живого человека. У него, мол, есть опыт управления, а потому ему можно доверять.

Первый беспилотный трамвай в Китае
Первый беспилотный трамвай в Китае
Фото: Источник

Впервые в мире летом прошлого года этот психологический барьер к беспилотному транспорту будущего был преодолен в Китае: на линию выпустили трамвай-беспилотник особой конструкции. Фирма «CRRC» собрала все лучшее, что имеется в мире по созданию трамваев. В свою очередь, китайские программисты написали код для беспилотника.

Этот трамвай развивает скорость до 70 км в час, что очень даже хорошо для города. Два вагона могут принять 380 пассажиров, они похожи на те, что используются в китайском метро. Если не знать, что в кабине нет живого человека, то по ходу движения совершенно невозможно заметить что-либо, говорящее об автоматическом способе управления.

Статья опубликована в выпуске 14.11.2018

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • "проблема может быть решена с внедрением автоматических систем управления на трамваях, которые имеют большую вместимость"

    Первая мысль при прочтении не "батюшки, как офигенно теперь будет!", а "офигеть сколько жертв, если какая катастрофа!"

    Красивая картинка, красивая мечта! Да только не изобрели еще ни одну единицу техники, работающую без сбоев... Машинист, он живой, он будет думать о том, чтобы спасти свою @опу. А бездушной машине все равно. А автоматическое закрывание дверей? Все зашли, не все зашли, мож какая-то бабулька спускается архимедленно?

    • Mike Mike Читатель 15 ноября 2018 в 01:15 отредактирован 15 ноября 2018 в 01:16

      Ольга С, можно подумать, человек работает без сбоев. Еще вопрос, у кого их больше. И "бездушная машина" будет естественно думать не о чьей-то там @опе и ей не "все равно" - что заложено, то и будет выполнять. Вопрос отчасти этический и юридический - если жертв не избежать, то кого выбрать? И кто за это будет отвечать? Широко известная же тема для обсуждения и спекуляций.
      За автономным транспортом - будущее, 100%.

  • Придумано хорошо.
    Но работать будет до первого сбоя.
    А потом - груды искореженного металла и куча жертв.
    В цеху можно организовать чисто автоматический процесс, чтобы на входе была болванка, а на выходе - идеально сделанные детали. Главное тут - чтобы двери на замок заперты были и люди не могли мешать. Да чтобы болванка была именно из того сорта металла, что нужно для деталей, иначе...
    А городской транспорт - это работа в состоянии узаконенного бардака.
    В лучшем случае - экстренное торможение и куча синяков, шишек, а возможно и переломов у пассажиров.
    В худшем случае - +1 труп на дороге.
    Когда экспресс на ж/д линии Москва-Питер снес в Бурге на переходе удальца, рванувшего на спор перескочить через дорогу перед экспрессом - то голову, застрявшую в тепловозе, обнаружили только при остановке в Малой Вишере, ехала она туда отдельно от тела с полчаса...
    А ведь там машинист сидел, а не ИИ.

    Оценка статьи: 5