В начале истории зеркал — еще во времена Бронзового века — люди делали примитивные зеркала.
Самое древнее из известных ныне зеркал было сделано из вулканического стекла обсидиана, нашли его во время археологических раскопок в Турции, возраст этого зеркала оценивают примерно в 7.500 лет.
Богатые дамы Древнего Египта, Греции, Рима смотрелись в зеркала, которые тогда делали из горного хрусталя, обсидиана, бронзы, серебра… Иметь зеркало тогда было очень дорогим удовольствием. А чтобы получить хорошее отражение, перед тем как в зеркало посмотреться, его приходилось окунать в воду. Так делала даже сама Клеопатра.
Эти зеркала искажали изображение, к тому же со временем они тускнели и нуждались в сложном обслуживании, поверхность нужно было часто полировать, цвета в них искажались, но других зеркал тогда еще не было.
В начале Новой Эры в Древнем Риме научились делать зеркала из стекла. Стеклянную пластинку соединяли с оловянной или свинцовой подложкой — и отражение получалось намного лучше, чем в золотых или серебряных зеркалах. Однако искусство античных мастеров оказалось забытым сразу после гибели Рима.
В начале эры Христианства церковь обрушилась на зеркала, называя их порождением дьявола — и зеркала исчезли из обихода более чем на половину тысячелетия.
Шли века, развивалась техника. В XIII веке в Европе появились мастера-стеклодувы. В стеклянные колбы заливали расплавленное олово, а затем сосуд разбивали на куски и получали маленькие кусочки зеркала. Зеркала получались кривыми и сильно искажали отражения. Церковь продолжала бороться с бесовством.
В XVI веке в Венеции, на острове Мурано, в условиях строжайшей секретности стало развиваться производство зеркал и изделий из стекла. В 1516 году мастера-стеклодувы с острова Мурано, братья Андреа и Доменико, изготовили зеркало при помощи ртутной амальгамы — из хрустального стекла.
Венецианская монополия на производство зеркал держалась вплоть до XVII века, когда Кольбер, министр французского короля Людовика XIV, обойдя все меры безопасности, принятые в Венеции, сумел сманить трех мастеров, которые основали под Парижем первую зеркальную мануфактуру вне пределов Венецианской республики.
Секрет венецианских мастеров был в особой формуле хрустального стекла и в использовании ртутной амальгамы. Уже во французской зеркальной мануфактуре технология была изменена — хрустальное стекло не выдували, а выливали на ровную поверхность, а затем раскатывали вальцами.
Вплоть до середины XIX века зеркала покрывали амальгамой с серебром. А ведь ртуть — очень ядовитое вещество. Но затем во Франции открыли метод химического серебрения зеркал.
Впоследствии для получения максимально гладкого стекла для производства зеркал расплавленное стекло стали выливать на абсолютно гладкую поверхность — на расплавленное олово или свинец. Их температура плавления достаточно низка, чтобы стеклянный лист на их практически абсолютно гладкой поверхности затвердел идеально гладко.
В наше время для производства зеркал используют печи непрерывного действия. Из них непрерывно вытекает готовое стекло, которое твердеет на ванне расплава. Затем непрерывно движущуюся полосу стекла подвергают огненной полировке — пропуская через ванну расплавленного металла. Затем в работу вступают шлифовальные и полировальные агрегаты. Поток стекла серебрят, а затем режут алмазными или роликовыми стеклорезами.
Вот какой путь прошла технология производства зеркал — от выдувания больших стеклянных пузырей до высокотехнологичного конвейера, на одном конце которого в печь загружается песок и нужная шихта, а на другом конце по конвейеру идут готовые зеркала.
"Затем стекло подвергают огненной полировке (флоат-процесс).." Какие шлифовальные и полировальные агрегаты вступают в работу? Только, что сказано, что стекло подверглось огненной полировке.
0 Ответить
Очень хорошая статья. Мало того, что рассказывает о производстве зеркал, так ещё и исторические данные приведены! А мы-то смотримся в зеркало каждый день, и нам не приходит в голову, что у зеркала естьь целая история!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Магдалина Гросс.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина Гросс, меня вобще восхищают добротно сработанные вещи, будь то обувка, одёжка или безотказная молния на старой, изношенной куртке. Тех-прогресс выдавил из обихода целые предприятия и индивидуалов по ремонту обуви,одежды, обивки мебелей, ТВ, тел.,пылесосов етс. = Жить стало веселей= по слогану "Всё на выброс !"..
1 Ответить
Да, Сергей, что есть - то есть. Вы очень хорошее слово здесь использовали - "добротный".
У меня такое впечатление, что сейчас всё делают кое-как, совершенно не заботясь о качестве и о том, сколько вещь прослужит.
Свёкра не могли уговорить купить новый телефон (с кнопками), потому что дисковый аппарат, по его словам, "хоть и был выпущен в 1976 году, но работал отлично!"
У меня же в прошлом году сломался компьютер. Когда мастера узнали, что он был куплен в 2010 году, они рассмеялись: "Да у Вас не компьютер, а динозавр!"
На мой вопрос "Почему же динозавр?", они засмеялись ещё громче: "Потому что старый! Его вообще выбросить пора!"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Магдалина Гросс, не скажите. Я продолжаю всхищаться качеством случайно подобранных вещей. Например, та же ш/ручка. Поднимешь какую-нибудь школьную шмыргалку, оботрёшь от пыли-грязи, а она исправно пишет. И паста не засохла. Откровенно с браком вещей не попадалось и я исхожу благоданостью за все добротно соработанные вещи по принципу "Искусство начинается с уважения к вещам."
0 Ответить
Как всегда, обстоятельно,"коротко и подробно" изложено производство обиходных вещей "от Ромула до наших дней". Оценка:5 ( Невыносимо долгим стало срабатывание мышкой: поставишь кавычку и ждёшь, ждёшь, ждёшь... У чём дело ? )
1 Ответить
Сергей Дмитриев, самое удивительное во всем этом лично для меня оказалось то, что технология охлаждения стекла на расправленном олове или свинце для получения абсолютно гладкого стекла появилась только в XX веке, вроде перед Второй Мировой.
А до этого зеркала были совсем штучными и отражали с искажениями просто потому, что само стекло не было абсолютно ровным.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Игорь Вадимов, Вот я и не понимаЙ, почему столько неприличных разговоров о будущей кромешной войне, если уже научились получать абсалютно гладкие зеркала, давно изобретена шшвейная машинка, застёжка-молния и липучка и етс.
У меня где-то затёрлась статья "Блики и чёрный цвет...?" Там приводился пример, что ещё в Древнем Риме практиковалась пытка ...бликами зеркал, как я понял.
0 Ответить