Веками люди освещались то кострами, то факелами или лучинами, а грелись — либо теми же кострами, либо каминами… Потом в освещении перешли на свечи, затем на масляные лампы. А для отопления появились печи. Керосиновые лампы конца XIX века казались огромным прорывом — получить свет почти совсем без копоти, ранее пятнавшей все и вся в доме. А угольные печи, быстро и без вездесущих копоти и дыма согревавшие помещения, казались тоже чудом — после топки по-черному и каминов.
Эпоха электричества началась в XX веке. Электрические лампочки изобрели немного раньше, электрическое освещение освещение включали в крупных городах еще в XIX веке, но потребности в электричестве того времени легко решались работой генератора.
Со временем улицы городов цивилизованного мира ночью стали освещаться электрическими фонарями, в домах появились электрические лампочки, в кухнях появились электротостеры, холодильники, потом другие электрические гаджеты… Электричества требовалось все больше и больше. И чего бы люди ни выдумывали для того, чтобы уменьшить расход электричества на единицу получаемых человеком удобств (холода в холодильнике, жара в утюге, света в лампочке), потребление электричества уже многие десятилетия удваивается каждые 10−15 лет.
Электричество позволяет работать станкам, применяется для отопления и охлаждения помещений, доставляет грузы, освещает, готовит пищу и делает еще миллион необходимых людям операций.
Выработка электричества в мире в 2015 году производилась в основном на теплоэлектростанциях (ТЭС) — 66% от всего производства электроэнергии. Угольные ТЭС дали около 39% всей выработанной в мире электроэнергии, газовые ТЭС — около 23% электричества, ТЭС, работающие на нефти — 4%. АЭС дали около 11%, ГЭС — 16%.
Прочие источники вырабатывают около 7% мирового производства электричества. То есть все эти бесконечные поля ВЭС, приливные, волновые и пр. электростанции вырабатывают всего 7% вырабатываемого на Земле электричества. И шум вокруг их функционирования — чистейшей воды пиар.
А на самом деле, оказывается, каждый год почти 40% всего вырабатываемого в мире электричества, почти 10 тераватт-часов, вырабатывается сжиганием угля. Процесс этот во много раз более экологически вредный, чем сжигание природного газа. При сжигании угля получается много вредных газообразных выбросов и зола после сжигания тоже нуждается в утилизации.
Настоящим шагом вперед в развитии энергопроизводства человечества было бы доведение количества газовых ТЭС хотя бы до 90% от всего количества ТЭС.
А вот вопросы обеспечения газовым углеводородным сырьем — это главный вопрос человечества. Последние десятилетия Европа добывала природный газ в подводных месторождениях Северного моря. Газ добывали и Голландия, и Норвегия. Однако в Голландии начались слабые, но регулярные землетрясения, да и сами месторождения уже почти истощились, посему Голландия начала сворачивать свою добычу газа. Многие газовые месторождения Норвегии тоже сбавили добычу, они тоже близки к истощению. Что дальше делать?
США предлагает свой сланцевый газ, Россия — свой газ, строя новые газопроводы. Нет сомнений, что Европа не только не снизит потребление газа, но будет его продолжать наращивать — так, как это происходит весь последний век.
А значит, будут искать новые методы добычи газа, столь необходимого цивилизации энергоресурса. Сланцевый газ навряд ли сможет вытеснить ископаемый природный газ, просто в силу особенностей технологии его добычи.
А вот добыча газогидратов, которые, по данным ученых, буквально устилают дно морей и океанов на определенной, хотя и очень большой, глубине, возможно позволит получить огромное количество столь необходимого нам газа.
Без сомнения, с появлением новых технологий глубоководного бурения начнется разработка более глубоких месторождений природного газа.
Но снять проблему углеводородов сможет только создание термоядерных электростанций, которые смогут дать океаны экологически чистой электрической энергии. Или создание ядерного ракетного двигателя, которое сделает возможным расселение человечества по Солнечной системе и доступ к бесконечным углеводородным океанам систем Юпитера и Сатурна.
До Сатурна или Юпитера мы вряд ли долетим, конечно.
Спасибо Вам за статью, Игорь. Вы легко и интересно пишете.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за высокую оценку, Магдалина Гросс.
Но почему бы и не долететь?
Уже проходят испытания ядерные ракетные двигатели, которые по своим ориентировочным данным - вполне могут служить средством транспортировки ракет по солнечной системе. До ближайших-то планет - уж всяко.
А доступ к углеводородам Юпитера и Сатурна... более чем обеспечит нас энергией на тысячи лет (даже если наше потребление увеличится в тысячи раз)
Оценка статьи: 5
0 Ответить