Но уже несколько тысяч лет, еще со времен Гомера, на греческих островах Додеканеса люди зарабатывали себе на жизнь нырянием за морскими губками. В море выходили лодки с командами ныряльщиков. В воду опускали ящик без дна и через гладкую воду искали на дне губку. Когда находили, ныряльщик проделывал дыхательные упражнения, дабы запасти воздух, брал привязанный веревкой гладкий камень веса примерно 15 кг «скандалопетра» (с греческого — «веревка-камень») и прыгал в воду, ныряя на глубину до 30 метров.
В Японии ныряльщицы ама («женщины моря») тоже имеют очень долгую историю. Считается, что профессия существует свыше 3000 лет, а первое письменное упоминание о ней есть в китайском сочинении «Предание о людях ва», написанном в III веке н.э.
Ама ныряют тоже на глубину до 30 метров, ищут и добывают разнообразных морских животных и раковины. Их еще называют «ныряльщицами за жемчугом». Процесс ныряния у ама организован почти так же, как у средиземноморских ныряльщиков за губками — дыхательные упражнения, камень, обвязанный веревкой, и ныряние.
В Японии долгое время существовало кастовое общество. В этом обществе крестьяне, ремесленники (люди низкого происхождения) вообще никаких прав не имели. И в то же время каста ныряльщиц за жемчугом — ама — считалась лишь чуть ниже касты благородных самураев.
В
15 августа 1934 года Уильям Биб и Отис Бартон опустились на глубину 932 метра. В 1949 году Отис Бартон поставил при помощи батисферы рекорд погружений — 1375 метров. Но толстостенный тяжеленный железный аппарат, поднимаемый и опускаемый при помощи лебедки, полностью зависящий от команды поддержки на судне, не нашел дальнейшего развития. Слишком уж опасно.
Далее стали развивать самоходные глубоководные аппараты. Швейцарец Огюст Пиккар создал первый батискаф FNRS-2 в 1948 году.
Устройство батискафа — в какой-то мере объединение стратостата и батисферы. Кстати, ранее созданный Пиккаром FNRS-1 был именно стратостатом.
Батискаф состоит из батисферы и поплавка. Прочная батисфера — массивный шар с иллюминатором из толстого стекла, чтобы сдержать тысячи тонн наружного давления на больших глубинах. Батисфере батискафа придает плавучесть поплавок.
Для того чтобы стратостат мог лететь, в его баллон накачивают водород или гелий.
Для создания положительной плавучести в поплавок батискафа наливают бензин или какую-то другую плохо сжимающуюся жидкость.
При погружении на очень большие глубины был обнаружен очень неприятный эффект. Бензин действительно почти не сжимается. Но с каждой новой тысячей атмосфер внешнего давления, с каждым километром глубины он все же сжимается на 3%. При погружении на максимальную глубину земного океана, в Марианскую впадину, бензин оказался сжатым настолько сильно, что уменьшился в объеме на 30% - настолько же уменьшилась и его подъемная сила. Батискаф не пошел ко дну, только сбросив часть аварийного балласта.
Батискаф FNRS-2 совершил всего два погружения. Второй раз, совершая беспилотное погружение, он погрузился на глубину 1380 метров, но оказался поврежден на поверхности, при буксировке в штормовых условиях, после чего его разобрали.
Далее был построен батискаф FNRS-3. В 1953 году он совершил целый ряд погружений, последовательно на все большую глубину — вплоть до 4000 метров.
Затем был построен батискаф «Триест», который 23 января 1960 года погрузился на дно Марианской впадины, поставив тем самым абсолютный рекорд погружений, глубже уже не погрузиться.
Так как предел погружений был достигнут, встал вопрос: а зачем это вообще надо?
Кроме научной ценности получаемых данных, у батискафов оказалась уйма работы. Только они могут погружаться на сверхбольшие глубины и обследовать там различные затонувшие объекты.
- Батискафы обследовали погибшие на огромной глубине подводные лодки, а изменения, вносимые в конструкцию подводных лодок, позволяли в дальнейшем избежать новых трагедий.
- Батискафы искали затонувшие водородные бомбы США.
- Батискафы сделали для различных фильмов, в том числе и для фильма «Титаник», абсолютно уникальные кадры палубы и уцелевших до сих пор на чудовищной глубине кают и коридоров затонувшего лайнера.
В XIX веке людям были доступны глубины до 30 метров, а уже в XX веке человек увидел происходящее на глубине 10 километров.
Пока погружения на сверхглубины дороги и опасны, а потому редки, но батискафы находят на дне океана удивительные вещи. Человечество обследовало всего около 1% морского дна, и мы почти ничего не знаем о донных глубоководных месторождениях.
Но как только найдут какие-нибудь месторождения, которые будет выгодно разрабатывать даже посредством батискафов, это вызовет новую революцию в развитии глубоководных аппаратов.
В конце концов, ради прибылей люди способны на совершенно невероятные риски. Это Жак и Огюст Пиккары старались ради науки. В наше время шелест наличных стимулирует открытия намного сильнее.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...