Бипланы и устаревшие машины сгорели в первых боях лета 1941-го, еще у границы. Тогда же выявились слабости и недостатки МиГов и ЛаГГов. Среди новых машин вперед выдвинулись простые в управлении, легкие, верткие и быстрые Яки.
В ходе войны на пути производства самолетов-истребителей появились новые проблемы. Например, на МиГи ставили тот же двигатель, что и на Ил-2. При этом летчики ругательски ругали МиГ-3, который на малых и средних высотах был менее маневренным, чем Мессершмитт, да и в скорости ему уступал.
А Ил-2 оказался великолепен на фронте, если от атак Мессеров его прикрывали истребители. Он мог раз за разом штурмовать позиции немцев, расстреливая их из пушек и пулеметов, бомбя и расстреливая их РСами, а на ответный огонь из стрелкового оружия и зенитных пулеметов не обращал внимания. Корпус его был бронирован, пули его не пробивали.
Ход войны заставил прекратить производство МиГов, двигатели для него понадобились для Илов.
Поставив на не слишком удачный истребитель ЛаГГ двигатель воздушного охлаждения,
Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7 — отличные истребители, проявившие себя на победном этапе войны, с 1943 по 1945 год. Тяжелые, скоростные, отлично вооруженные, надежные. На них летали многие советские асы.
Но самыми массовыми советскими истребителями той войны были самолеты Як. Машины от Як-1 до Як-9, различные их модификации. К концу войны Яков в ВВС было примерно 2/3 от общего числа истребителей.
История Яков началась в 1940 году с Як-1. Этот самолет был прост в управлении, им легко управляли даже новички. А самое главное, он был тот самый «рус-фанер», сделанный в основном из дерева, плоскости крыльев были обтянуты полотном, покрытым эмалевым лаком. Он отлично летал, по маневренности был лучше Мессеров, по скорости и вооружению — не уступал им.
Увы, вскоре Люфтваффе приняло на вооружение сначала Bf-109-F, а затем Bf-109-G и его модификации — эти самолеты по скорости и скороподъемности превосходили Як-1.
Самолет начали модифицировать. При этом менялась технология производства самолета, двигатель и вооружение.
Первые Як-1 имели 20-мм пушку ШВАК и два пулемета ШКАС, а последние вооружались ШВАК и двумя 12.7 мм пулеметами УБТ.
Максимальная скорость у первой модификации была 569 км/ч, а последняя модификация давала 632 км/ч — больше, чем у Мессеров того времени.
В 1941 году было произведено 1332 самолета Як-1, в 1942 году сделали 3476 самолетов. При этом с осени 1941 наши авиазаводы выпускали и другую модификацию Яка — Як-7 различных модификаций. На Як-7 были установлены протектированные бензобаки, что увеличило пожароустойчивость самолета при попадании в бензобаки.
В 1942 году было выпущено 5397 самолетов Як-7 (модификаций А и Б), по 450 самолетов в месяц. На Як-7Б вместо ШКАСов, что стояли на модификации Як-7А, были установлены 12.7 мм пулеметы БС.
С октября 1942 по декабрь 1948 г. выпускался самый массовый истребитель ВВС РККА Як-9. Всего сделано 16769 истребителей Як-9 разных модификаций. Он был развитием модели Як-7 и имел лучшую, по сравнению с Як-7, маневренность и скороподъемность. В нем большая часть силового набора была уже не деревянной, а дюралевой, что позволило уменьшить крыло (в результате чего увеличилась скорость самолета) и увеличить размер протектированных крыльевых бензобаков.
Был создан Як-9Т, вооруженный пушкой НС-37, пробивавшей броню толщиной до 45 мм,
Использовался он и для борьбы с катерами противника — даже одно попадание его снаряда обеспечивало поражение цели. Был создан Як-9ДД, имевший дальность полета 1800 км. Его использовали для особо дальних разведок, к тому же он оказался полезным для сопровождения дальнебомбардировочной военной авиации, в том числе — бомбардировщиков союзников, осуществлявших челночные бомбардировочные перелеты из Италии в Полтаву.
Бомбили врага легкие пикирующие бомбардировщики-истребители Як-9Б.
Высотные перехватчики Як-9ПД, имевшие потолок в 13.500 м, сбивали высотные разведчики врага.
Страшным для врага был Як-9У. На него ставили мотор М-107А, его вооружение было усилено, его крылья были обшиты фанерой, силовой набор был весь из дюраля. Скоростной, имевший максимальную скорость выше 720 км/ч, легкий, имевший мощное вооружение — это был лучший самолет из всей серии Яков. По результатам боев с немцами сами летчики расшифровывали его название как «убивец».
С лета 1944 года с немцами воевал Як-3. Это была улучшенная по всем параметрам модификация самолета Як-1. Весь набор — дюралевый, крылья меньше, чем у Як-1, за счет чего повысилась скорость, плюс мощный двигатель. Самолет продули в аэродинамической трубе и добились максимальной обтекаемости. По всем параметрам Як-3 оказался лучшим легким истребителем Второй мировой. Скорость — до 650 км/ч, высокая маневренность, 20 мм пушка и два пулемета 12.7 мм. Французы из «Нормандии-Неман» говорили, что «на Як-3 мы бьем противника как хотим и легко можем биться парой против четверки немцев».
Получаемые по Ленд-Лизу «Аэрокобры» были страшным оружием против бомбардировщиков. Снаряды их пушки и тяжелых пулеметов буквально рвали на куски самолеты врага, один залп — и тяжелый бомбардировщик немцев разваливался на части прямо в воздухе.
Страшен для бомбардировщиков врага был и Ла-7. Три его пушки калибра 20 мм тоже при попадании превращали в клочки самолеты врага.
Яки были вооружены слабее, они предназначались для сопровождения и защиты от истребителей врага своих бомбардировщиков и штурмовиков. Вооружали их по-разному, но большая часть Яков имели одну пушку 20 мм и два пулемета калибра 7.62 мм или 12.7 мм. В вооружении до трехпушечных Ла-7 им было далеко. Зато они были грозным оружием даже в руках молодого и малоопытного пилота.
В качестве истребителей сопровождения Яки были отличной машиной. Легкие, верткие, опасные для истребителей врага, простые в управлении и дешевые в изготовлении. Массовое оружие той войны, отлично выполнившее поставленную ему задачу.
Кстати, Ла-7 было две модификации. Первая была как обычно с двумя пушками ШВАК. А вот вторая имела три пушки Б-20, таких выпустили только 368 штук. Так как пушка Б-20 (УБ-20) была ненадежной. Хотя изначально такое вооружение должно было быть стандартным, но вот пушку так до ума и не успели довести, поэтому основная масса Ла-7 были вооружены как Ла-5 двумя ШВАКами. Пытались усилить вооружение установкой пушек НС-23, в 23 мм., но испытания были не успешными. Хотя в 45 году все таки переделав маленько НС-23 добились нормальной надежности. Лучший вариант была бы установка именно двух НС-23, но увы.
Вот с Як-9У печалька. Мотор М-107А был сырой и не доведен до конца, поэтому отличался ненадежностью. Поэтому были аварии, т.е. не боевые потери. Позже потом это припомнили. Если не ошибаюсь это было одним из пунктов обвинения маршала авиации Новикова и министра авиационной промышленности Шахурина. Шахурину и руководителям ВВС инкриминировалось, что «они при потворстве кураторов из аппарата ЦК ВКП /б/ в течение предшествовавших 3,5 лет оснащали военно-воздушные части бракованной авиатехникой, что сорвало 45 тыс. боевых вылетов и привело к 756 авариям и 305 катастрофам самолетов». - истребитель Як-9у. "...После заводских испытаний опытного образца нарком авиапрома Шахурин ввел правительство в заблуждение, доложив, что самолет отработан. Но когда его запустили в серию, оказалось, что истребитель не набирает скорости, необходимой для боевого применения. Его крылья имели настолько низкую прочность, что, бывало, отваливались при полетных перегрузках.
В 1944 году Шиманов и Селезнев выезжали на завод, где представитель военной приемки забраковал около сотни самолетов "Як-9у". С ведома Новикова они распорядились продолжать выпуск "сырой" машины. В результате в части поступило около 4000 этих самолетов и более половины из них — с конструктивными недоделками. Будников и Григорьян знали о ситуации с "Як-9у", но не проинформировали об этом ЦК ВКП (б)".
1 Ответить
плоскости крыльев были обтянуты полотном, покрытым эмалевым лаком.-
мама дорогая!Игорёк,что ты городишь!
0 Ответить
Вячеслав Пиманов, Перкааааль!
0 Ответить
Славик, прочитай, что такое "перкаль". Тогда, может, узнаешь для себя что-то новое...
0 Ответить
Игорь Вадимов, я знаю что это))) Поэтому и угараю, над реакцией Пиманова)))
0 Ответить