В основном это касалось авиационной военной промышленности, поскольку приходилось за золото покупать на Западе некоторые узлы и детали. Но нехватка финансов затрагивала и другие сферы обороны. Например, в серию не пошел совершенно уникальное судно на воздушной подушке — танк.
Идея по созданию невиданного танка появилась не сразу. Еще в годы Великой Отечественной войны большой проблемой стали передвижения танковых соединений по болотистой местности. Особенно сильно это сказалось на темпах боевых операций в Беларуси. Широкие и тяжелые гусеницы вязли в трясине, приходилось вытаскивать танки тягачами. Кто-то из военных посетовал, что танки не имеют дополнительной опоры. Ведь можно было добавить опору на… воздух.
Более конкретно мечта о танке на воздушной подушке обрела техническую версию решения в 60-е годы минувшего века. Проблему создания особого (болотного) танка в правительстве СССР поручили решить коллективу инженеров и конструкторов секретного ВНИИ-100, где занимались разработкой уникальных танков. Производственной базой стал ЧТЗ — Челябинский тракторный завод, который имел второе официальное название — танкоград.
Это было начало 60-х годов. Страна лидировала в мире по освоению космоса. Казалось, что межпланетные полеты — дело не столь уж и сложное. Ничего удивительного нет в том, что собираемый на ЧТЗ механизм был «записан» в число космических. Основания для этого были. Ученые на полном серьезе обсуждали полет на Венеру. В то время считалось, что вторая от Солнца планета имеет много воды и в силу жаркого климата превратила сушу в болото. Слухи подпитывало и то, что собираемая машина получила условное название «Объект 760». А в СССР тогда все космические разработки имели в производстве кодированные обозначения.
Внешне по компоновке это был классический легкий танк. Но с существенными изменениями. Его траки могли оказывать меньшее давление на грунт. При подаче под днище сжатого воздуха они приподнимались и могли выполнять роль как бы гребных винтов в воде. При этом вес самой машины достигал почти шести тонн!
Секретность была такой, что слово «танк» вообще не упоминалось нигде и никак. По документам и в разговорах применялось слово «объект», хотя для специалистов все было понятно. Экипаж «объекта» — три человека. Вместо башни — ее полноразмерный макет. Из вооружения имелся макет пушки, о которой говорили, что это устройство для поднятия и опускания грузов. Ходовая часть была классической для танков. Гусеницы имели опорные катки. Подвеска — торсионная. Воздушная подушка создавалась работой двух мощных камер винтового типа, вынесенных на корпус машины. Сам корпус имел пуленепробиваемую броню.
Испытания единственного образца машины велись два года. Было признано, что она значительно лучше по ряду параметров всех имевшихся легких танков. Могла развивать скорость до 45 километров в час на заболоченной местности. При создании воздушной подушки под ней не срабатывали противотанковые мины. Но самое, пожалуй, ценное было то, что «объект» легко и быстро преодолевал топи, совершенно недоступные для всех видов других машин.
В промышленное военное производство «объект» при всех своих замечательных параметрах так и не пошел, хотя некоторые идеи были использованы потом в других оборонных изделиях.
Известно, что попытки создания высокопроходимого танка на воздушной подушке делались и на Западе, но до массового производства дело тоже не дошло. Эксперты считают, что главная причина была в том, что ставка делалась на развитие тяжелой транспортной авиации, которая позволяла доставлять танки прямо к месту боевых действий и десантировать вместе с экипажами.
На решение прекратить эксперименты с танками на воздушной подушке повлияло и то, что они требовали больше горючего, имели недостаточную броневую защиту и слабо оснащались вооружением для наступления. Кроме того, в случае неисправности ремонтировать их в заболоченной местности было крайне сложно. Но сама идея в СССР была использована при создании боевых морских кораблей на воздушной подушке.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...