Считается, что первым математически просчитал безопасную длину строп и площадь купола великий итальянский ученый Леонардо да Винчи. Современный же ранцевый парашют был придуман и запатентован русским инженером Глебом Котельниковым в 1912 году. Первым человеком в мире, спасшимся на таком парашюте, стал Михаил Громов. Произошло это в далеком 1927 году.
Нынче существует очень много разновидностей парашютов. Основное их назначение — обеспечить замедление скорости падения в воздухе. Это может быть не только человек, но и груз любого назначения. Были придуманы конструкторами парашюты не только для условий Земли, но и для условий других планет. В частности, для спуска космических аппаратов в атмосфере Венеры и Марса.
Однако мало кто знает, что существуют так называемые подводные парашюты. Воспринимается сказанное на слух как некая не слишком умная шутка. Но все, оказывается, вполне серьезно.
В первой половине минувшего века специалисты подводных работ обратили свое внимание на то, что законы физики, действующие в атмосфере, во многом схожи с законами, действующими в воде. Разница лишь в том, что в атмосфере парашют помогает снизить до приемлемого уровня скорость падения, а в воде ограничивает скорость подъёма до безопасного для жизни уровня (речь о кессонной болезни) или плавно поднимает что-либо с глубины на водную поверхность.
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
Разница еще в том, что в атмосфере парашют должен пропустить поток воздуха с определенной скоростью и снизить скорость падения, а в воде парашют должен задержать в себе сжатый воздух и обеспечить тем самым плавный подъем. Похоже, что Леонардо да Винчи, рисуя эскиз своего воздушного парашюта, знал об этом. Во всяком случае, его набросок полностью соответствовал законам аэродинамики.
Чаще всего подводный парашют представляет собой герметичный купол со стропами, к которым крепят поднимаемый со дна груз. В куполе имеется клапан (иногда их даже несколько). Через него подается сжатый воздух. По мере наполнения им купол раздувается и всплывает, поднимая на стропах груз. Дальше купол отводят на мелководье и выпускают из него воздух порциями, ориентируя поднятый груз так, чтобы можно было с ним работать без погружений. Обычно под него подводят платформу.
Таким способом поднимают не только археологические крупногабаритные тяжелые находки, но и затонувшие корабли. Это существенно дешевле, чем использование специальных плавающих кранов.
Второе назначение подводного парашюта — затормозить подъем с большой глубины и тем самым не дать развиться кессонной болезни. Именно из-за нее часто погибают подводники.
Источник видео: РКН: сайт нарушает законодательство РФ
Впервые кессонная болезнь была обнаружена в 1841 году. Для строительства опор моста был сооружен кессон — вертикальный полый цилиндр. Воду из него откачали сжатым воздухом и далее с помощью насосов поддерживали давление таким, чтобы не дать возможности воде снова попасть в цилиндр. Рабочие заходили в него через специальный шлюз. После работы быстро поднимались из него к обычному атмосферному давлению. У всех при этом сильно начинали болеть суставы и кровеносные сосуды.
Медики выяснили, что быстрый переход к обычному давлению приводил к «вспениванию» газов в крови. Кровь наполнялась газовыми пузырьками, которые давили на сосуды и повреждали их. Это приводило к параличам и смерти.
Для борьбы с кессонной болезнью придумали подводные парашюты с механизмами отслеживания скорости подъема с глубины на поверхность. Применяются эти полезные приспособления экипажами подводных лодок в аварийных ситуациях, водолазами-глубоководниками, а в некоторых случаях и дайвингистами. Суть метода довольно простая, хотя требует определенных тренировок.
На глубине из спасательного жилета выходит парашют. Скорость подъема до этого момента может составлять свыше 50 метров в секунду. Парашют тормозит ее и ограничивает подъем до 0,4 метра в секунду. И далее через каждые десять метров подъема автоматика приостанавливает на некоторое время подъем, что фактически позволяет свести риск появления кессонной болезни до минимума. Правда, при этом есть другая опасность — при долгом подъеме может произойти переохлаждение организма или не хватить воздуха для дыхания.
Как видим, парашют важен не только в воздухе, но и под водой.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...