Автомобильная промышленность в нашей стране к тому моменту была в виде завода «Руссо-Балт», уже несколько лет производившего автомобили. Разумеется, с началом войны именно этому предприятию поставили задачу спешно изготовить броневики.
В сентябре 1914 года первые бронеавтомобили отечественного производства были изготовлены в количестве 15 штук. В октябре этого же года в Петрограде сформировали первую в действующей армии автоброневую роту. В неё входили 12 пулемётных и 3 пушечных бронеавтомобиля. Не откладывая дела в долгий ящик, готовые военные машины отправили на фронт.
Там они поначалу показали себя неплохо, однако в течение нескольких недель стали очевидными огрехи проектирования наших машин. Тогда военное руководство не придумало ничего лучше, чем закупить у английских союзников партию бронеавтомобилей «Остин».
Совсем скоро это решение признали ошибкой. Дело в том, что английские машины проектировались ещё во времена англо-бурской войны, где не было таких военных задач, как во время Первой мировой войны.
- В частности, толщина броневых листов английских броневиков не превышала 4,5 миллиметров. По сути, такие листы пробивались обычной ружейной пулей.
- Кроме того, на английских машинах башни с пулемётами располагались одна за другой. То есть у пулемётчиков имелись небольшие «мёртвые» зоны.
Когда недостатки английских боевых автомобилей полезли один за другим, военное ведомство приняло, наконец, оптимальное решение — заказывать за рубежом лишь шасси для грузовых автомобилей. Всё остальное предполагалось производить в России.
И тут произошло обычное для нашей страны дело: появившиеся вскоре бронеавтомобили стали одними из лучших в мире. Во всяком случае, так думает большинство военных историков.
Броня на наших автомобилях была толще английской, приближаясь к 8 миллиметрам. Изготавливалась она из ижорской стали. Это резко повысило выживаемость экипажа и машины в целом.
Внутри в стенках были специальные прослойки (чаще всего — из войлока) для защиты экипажа от осколков, которые могли попасть внутрь.
Пулемётные башни на российских броневиках стали устанавливать не друг за другом, а по диагонали. Эффективность стрельбы при таком техническом решении значительно выросла.
Колёса у таких броневиков всегда являлись довольно уязвимым местом. Так вот, на наших машинах их стали изготавливать не пневматическими, а гуссматическими. То есть изготовленными из эластичного самозатягивающегося материала, названного в честь петербургского химика Гусса. И, кстати, арок над колёсами наши броневики не имели, потому что эти элементы снижали маневренность. А в грязи они попросту забивались землёй и сильно мешали езде.
Амбразуры у нашего броневика прикрывались толстыми бронированными накладками.
Часть стенок и элементов у русского автомобиля изготавливались со скосами, что снижало вероятность сильного поражения при прямом попадании в него пуль или осколков.
Наш броневик был на 100 кг легче английского и на 20 см уже. Что тоже важно в бою при плотном огне.
У нашего автомобиля было отдельное рулевое управление при движении задним ходом. Такое техническое решение позволяло довольно быстро менять позицию и не тратить времени на всякие развороты-повороты.
Для увеличения надёжности подачи бензина внутри машины располагался дополнительный топливный бак.
Броневики образца 1916 года имели бортовое освещение от аккумуляторов и внешний свет — в виде двух больших передних фар и двух малых задних.
Для защиты от поражения через смотровые щели обновлённые бронеавтомобили получили защиту в виде пуленепробиваемого стекла.
Хотя у этих автомобилей не было полного привода, за счёт грамотной компоновки они развивали скорость на шоссе и плотных грунтовых дорогах до 60 км в час. На пересечённой местности скорость снижалась, разумеется.
Известно, что до революции заводы Петербурга изготовили около 200 таких машин. И часть из них затем использовалась во время Гражданской войны.
А ещё именно с такого броневика говорил свои пламенные речи Ленин, вернувшись в Россию. Не мудрствуя лукаво, эту машину стали именовать «Враг капитала», и даже написали это название красной краской на правой башне…
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...