• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Григорий Шарапа Мастер

Что связывает Россию, Америку и киберпанк? Хроники вероятного будущего

Литературный жанр «киберпанк», описывающий антиутопический мир будущего, не так прост, как может показаться. Подтверждением может служить «русская тема», неожиданным образом обозначенная в произведениях канадского писателя Уильяма Гибсона, основателя этого направления. Другими словами, в «дивном новом мире» ближайшего будущего все сильно взаимосвязано.

Фото: Ethan_Zhan, pixabay.com

Рождение киберпанка и конец социалистического эксперимента

Для тех, кто знаком с этим жанром фантастики, правильнее звучало бы «крах капитализма». Но в самом раннем творчестве писателя мы ищем именно «русский след».

Конец 80-х в нашей стране — период позднего социализма. Именно в это время происходят события, описанные в рассказе Уильяма Гибсона «Красная звезда, орбита зимы» (1983, в соавторстве с Брюсом Стерлингом).

Уильям Гибсон
Уильям Гибсон
Фото: Frederic Poirot, ru.wikipedia.org

«Русскую тему» можно встретить и в другом произведении Гибсона про космос — «Зона влияния» (1981).

Писатель работал с Рашидом Нугмановым над совместным сценарием для фильма «Цитадель смерти», где главную роль должен был сыграть Виктор Цой.

Трилогия «Киберпространство» (1984−1988): последняя война?

В некоторых ранних рассказах и в культовой трилогии Уильяма Гибсона «Киберпространство» упоминается трехнедельный военный конфликт между Россией и США. События, описанные в этих произведениях, развиваются в послевоенный период и повествуют о начале «холодных войн» мегакорпораций.

«Трилогия моста» (1993−1999): случайности?

Основное действие второй трилогии Гибсона разворачивается уже в других странах. В первом романе («Виртуальный свет») все события происходят в пределах Калифорнии. Во втором («Идору») — в Японии. Третий роман трилогии («Все вечеринки завтрашнего дня») — снова «американская история».

В «Трилогии моста» есть только небольшие ссылки на российскую тематику.

«Трилогия Бигенда» (2003−2010): российско-американская история?

В последнем на сегодня цикле — «Трилогии Бигенда» — Россия вновь становится ареной для развития событий. Первая же книга, «Распознавание образов» (2003), переносит нас домой.

Большая часть событий романа происходит в Москве (и не только). Глазами главного героя мы видим Замоскворечье, Тверскую, Арбат, «подземные дворцы» метро. Для канадского писателя, работающего для американской аудитории, это более чем неожиданно!

Место действия второго романа трилогии, «Страна призраков» (2007), разворачивается в Америке и затрагивает хорошо известную нам коррупционную тему.

В «Нулевом досье» (2010), третьей книге цикла, содержатся лишь упоминания на «русскую тему».

К чему мы пришли?

Киберпанк, как жанр научной фантастики, охватывает весь мир. И хотя это литературное направление возникло в США, проблемы, которые являются его основной темой, связаны с мировой информационной сетью и глобальной политикой.

«Дивный новый мир» Уильяма Гибсона вроде бы границ не имеет. И все же в сознании поколений еще сохраняются старые границы и при этом искусственно создаются новые. Думаю, что писателю наверняка было интересно взглянуть на происходящее глазами представителей разных культур, в том числе и российской.

Статья опубликована в выпуске 22.01.2020
Обновлено 14.08.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: