Хорошо известная свистулька тоже некогда служила этой цели. Уже позже она превратилась в обыкновенный музыкальный инструмент, игрушку. Установить точный возраст свистульки невозможно, глина, из которой их изготавливали — материал хрупкий. Но есть легенда, что именно с ее помощью древние славяне разговаривали с Перуном и Стрибогом.
Брунчалка или гудалка использовались жрецами для отпугивания злых духов. Позже молодые люди использовали брунчалки для запугивания девиц, гадающих на Святки. Они забирались на крыши и раскручивали брунчалки над печными трубами. Звук получался жутким. Брунчалку легко можно изготовить и в наше время. Достаточно взять трубчатую кость, сделать в середине отверстие и протянуть через него нить. Древние мастера протягивали кожаный ремешок. При закручивании кость будет издавать свистящий звук. А если поместить крутящуюся брунчалку над пустым горшком, звук будет напоминать крик филина.
Варган, язычковый самозвучащий музыкальный инструмент, популярен и в наши дни. Считается, что его родоначальником был обыкновенный лук. Одним концом лук прикапывали в землю, а другим упирались в нёбо и зубы. Позже появился варган деревянный, костяной и даже из металла. Из лука он превратился в металлическую рамочку-дугу, которую прикладывают к губам. Через эту рамочку музыкант протягивает воздух, одновременно пальцем приводя в движение пластинку-язычок.
Этим инструментом активно пользуются шаманы, считая его ключом в мир духов. Биоэнергетики утверждают, что игра на нем способствует гармонизации всех функций организма и увеличению жизненных сил.
Предки не только играли на луке, но и стрелы делали музыкальным инструментом. «Поющие стрелы» служили устрашением противника. Умелые лучники столь искусно проделывали в них отверстия, что при запуске они издавали жуткий свист.
Бубен известен на Руси с древних времен. Он представляет собой круглую основу-обечайку, обтянутую кожей. К обечайке привязываются бубенчики или колокольчики. Бубнами раньше называли множество ударных инструментов, позже они обретут свои названия: литавры, барабан, ксилофон.
Существуют виды бубнов, используемых только жрецами, волхвами, шаманами. Глухое низкое звучание их достигалось с помощью деревянной палки-колотушки.
Существовали и ратные бубны — гиганты. Для их перевозки иногда требовалось не менее четырех коней. Оркестр, воссоздающий гром ратным бубном в сопровождении пронзительных звуков дудок и труб, играл настолько жуткую мелодию, что противники не выдерживали.
Еще один древний инструмент — трещотка, это набор деревянных пластинок, нанизанных на крепкий шнурок. При встряхивании они издают резкие трескучие звуки. При игре пластины раскрываются веером, а потом складываются. Иногда к трещотке подвязывают бубенцы или колокольчики.
Наши предки часто превращали в музыкальные инструменты предметы домашнего обихода. Всем известны деревянные ложки. Существует версия, что именно они стали первыми в истории музыкальных инструментов.
Рубель был в каждом доме, это и утюг, и стиральная машина. Дощечка или валик с нарезанными рубцами можно было встретить в каждом доме. Во время стирки им выколачивали загрязнения, а потом раскатывали, чтобы прогладить высушенное белье. Позже рубель стали использовать для извлечения музыкальных звуков, для этого в нем выдалбливали полость. Она не была сквозной, поэтому звук получался глухим. Играли на рубеле деревянной палочкой или ложкой, водя по его рубцам.
Главной музыкальной ценностью для предков было не созвучие, а внутренняя гармония, диалог с высшими силами на языке музыки. Музыка для них — дверь в неизведанное, товарищ на поле брани. Музыка утешала в трудные минуты и бодрила, вызывая радость. Во все времена она была прекрасным средством релаксации, средством погружения в себя.
Сегодня всем охотникам известны манки для птицы. Наверное, в древности их тоже использовали во время шаманских ритуалов. Охота вообще связана с множеством примет, втереться в доверие к диким зверям без помощи духов представлялось нашим древнейшим предкам заданием сложным.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл-Август Аванти, практически вся деятельность предков была пропитана мистическими ритуалами и приметами, Вы правы.
1 Ответить
Спасибо, Елена, за экскурс в музыкальную историю.
С теплом и пожеланиями бодрости,
Людмила
1 Ответить
Людмила Белан-Черногор, спасибо! Берегите себя.
0 Ответить