• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Какой была трамвайная почта?

Трамвай, который как самостоятельное средство транспорта появился во второй половине ХIХ столетия, сразу же привлёк внимание предприимчивых (в хорошем смысле этого слова) людей. И после некоторых раздумий кому-то в голову пришла неплохая идея — использовать трамвай для внутригородских почтовых отправлений.

Антон Пик, «Виды транспорта. Паровой трамвай», 1971 г.
Фото: artchive.ru

Приоритет в этом деле принадлежит США. Тут довольно скоро появились почтовые трамваи, выкрашенные в белый цвет. Эти трамваи были разделены железной перегородкой на две части, одна из которых служила почтовой конторой, а другая — принимала в себя пассажиров.

Хотя в истории почты такой способ использовался, как уже было сказано, только внутри городов, он быстро показал свою эффективность. Во-первых, трамваи ходили регулярно; во-вторых, используя их, можно было миновать зачастую длительную сортировку корреспонденции на главных почтамтах того или иного населённого пункта.

Вообще, в Америке очень быстро стали делать специальные рельсы, которые вели с почтового отделения в общую систему трамвайных путей.

В Европе, прознав о нововведении американцев, также стали внедрять трамвайную почтовую службу. В этом преуспела Бельгия, запустив трамвайную почту в Брюсселе. Затем такой вид отправлений появился и в Германии. И здесь трамвайная почта получила неплохое развитие. Причём произошло это тогда, когда уже существовал телеграф, аэропланы, железные дороги и довольно быстроходные (на тот момент) корабли.

Выемка почты. Центральный вокзал Амстердама, 1951 г.
Выемка почты. Центральный вокзал Амстердама, 1951 г.
Фото: Источник

Как же так получилось, что техника вроде как развивалась, а трамвайная почта в Германии продолжала существовать?

Дело в том, что к моменту окончания Первой мировой войны Германия испытывала острый дефицит на многих направлениях. Для автомобилей катастрофически не хватало топлива, а большинство лошадей было, так сказать, призвано в армию.

И тут на бурном совещании в главной почтовой дирекции Берлина решено было использовать трамваи для доставки посылок и писем с почтамтов на вокзал, откуда они разъезжались в нужные места.

С электричеством, как ни странно, в описываемое время проблем не было, поэтому трамваи курсировали в Берлине вполне исправно.

  • По сообщениям почтового аналитического сборника, с 10 по 28 февраля 1917 года в Берлине было перевезено 250 000 посылок.

И тут почтовому руководству Германии пришла в голову ещё одна оригинальная идея. Решено было, коль лошади отсутствовали, цеплять почтовые кареты прямо к трамваям и таким образом увеличить общее количество перевозимого груза. Только присоединяли кареты к трамваям специальными креплениями, то есть кареты двигались не по рельсам, а параллельно им.

В общем, трамвайная почта в Берлине прижилась. С 1923 года тут стали выкрашивать почтовые трамваи в жёлтый цвет и снабжать их надписями «рейхспочта».

Дотошные немцы к этому моменту успели подсчитать, что трамвай доставляет на вокзал почту быстрее конных карет на целых 15 минут! К тому же, стоимость доставки отправлений на трамвае оказалась ниже, чем на лошадях. Немаловажно и то, что зачастую почтовые трамваи курсировали ночью или глубоким вечером, чтобы оптимизировать доставку.

В немецком Штутгарте соорудили двухэтажные почтовые трамваи, куда закатывали отправления прямо на тележках. Кроме того, немцы имели специальный штемпель «трамвайная почта».

В крупных европейских городах также появилась трамвайная почта. Только здесь на вагонах крепили специальные ящики, где находилась корреспонденция.

Почтовый трамвай в депо свердловского трамвайного парка. Фото 1940-х гг.
Почтовый трамвай в депо свердловского трамвайного парка. Фото 1940-х гг.
Фото: Источник

В Советском Союзе трамвайная почта существовала в Москве, в период НЭПа. Отправления тут перевозили с главпочтамта и обратно, причём несколько раз в день.

В Харькове и Ленинграде в вагонах имелись специальные почтовые ящики для опускания писем.

Конечно, сейчас времена и технологии изменились. Трамвайная почта — дело прошлого. Но может быть, кто-нибудь из предпринимателей захочет использовать трамваи в крупных городах как мобильные пункты выдачи заказов, сделанных в Интернете? Как знать, как знать…

Статья опубликована в выпуске 1.05.2020
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: