• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Надежда Степанова Дебютант

Кто твой герой? Два ключевых типа героев в художественном сознании И. С. Тургенева

Одним из самых объемных по времени написания произведений И. С. Тургенева можно считать статью «Гамлет и Дон Кихот». Задумка была еще задолго до ее создания, а революционные события 1848 года стали решающими в возникновении творения. В 1857 году началась работа, а к концу 1859 (1860), наконец, закончена.

Г. М. Коржев, «Дон Кихот и Санчо», 1997 г. Фото: artchive.ru

«Знаменательная случайность», выход в один и тот же год первого издания «Гамлета» Шекспира и первой части «Дон-Кихота» Сервантеса, послужила темой для новых размышлений писателя. В этих двух абсолютно противоположных, не пересекающихся между собой образах раскрываются типы человеческой природы. Как утверждает сам И. С. Тургенев:

«…почти каждый из нас сбивается либо на Дон Кихота, либо на Гамлета».

Так и в произведениях писателя герои делятся на два ключевых типа: фантазеры Дон Кихоты и живущие в злой реальности Гамлеты.

И. Е. Репин, «Портрет И. С. Тургенева», 1874 г.
И. Е. Репин, «Портрет И. С. Тургенева», 1874 г.
Фото: artchive.ru

Обратимся к тексту статьи и рассмотрим эти два типа подробнее. В первую очередь хочется отметить то, что эти образы, подобно обычным людям, живут «сознательной и бессознательной» жизнью. Одни существуют и действуют, придерживаясь своих идеалов, лишь иногда сворачивая с этой тропы под влиянием страстей и случайностей. Другие подвергают свой жизненный путь постоянному анализу. Именно на этой почве И. С. Тургенев и делит героев на два ключевых психологических типа.

Что выражает собой Дон Кихот? Прежде всего — веру: в свои идеалы, ради которых готов на безумные поступки, в истину, которая находится не в отдельном человеке, а во всем мире, которая требует отречения и жертв.

Позиция этого образа в обществе альтруистична. Он существует не в себе, не для себя, а для других, всего вокруг него: для борьбы со злодейством, волшебниками и великанами, «…чтобы биться за поруганную честь, чтобы вернуть миру то, что он так безвозвратно потерял, — справедливость!». Весь образ героя — одно сплошное самопожертвование, он бесстрашен, довольствуется малым, терпелив и благодарен. При его внешней простоте он безумно силен и смел духом.

Если рассматривать этот тип в образе Евгения Базарова, то отчасти можно полагать, что именно благодаря вере в свои идеалы, знаниям того, зачем он живет на земле, роднит его с образом Дон Кихота. Оба они — служители своих идей.

Поль Гюстав Доре, «Иллюстрация к роману М. Сервантеса
Поль Гюстав Доре, «Иллюстрация к роману М. Сервантеса „Дон Кихот“», 1863 г.
Фото: artchive.ru

Что же представляет собою Гамлет? Это тип скептика и эгоиста. Такой человек не находит ничего в окружающем мире, к чему мог бы прильнуть душой. Сомнения во всем порождают и сомнения в самом себе, эрудированность и понимание силы своего ума не дает покоя мыслям, а ироническая натура прямо противоположна беспечности и отчаянности образа Дон Кихота. В отличие от смелого рыцаря, Гамлет так и не знает, чего хочет от этой жизни: «…как пошла, пуста, плоска и ничтожна кажется мне жизнь!»

Сопоставляя с главным героем романа «Отцы и дети», можно также отметить гамлетовские черты в Е. Базарове. Конечно, это противостояние окружающему миру, причем не мечтательной борьбой, а практичной. Холодность Евгения ко всему живому пересекается с бесчувствием литературного героя Шекспира.

Эжен Делакруа, «Гамлет и Горацио на кладбище», 1839 г.
Эжен Делакруа, «Гамлет и Горацио на кладбище», 1839 г.
Фото: artchive.ru

Однако образ нигилиста достаточно противоречивый и спорный, поэтому отнести его к определенному типу практически невозможно. Мы наблюдаем раскол натуры, два разных человека в начале романа и его конце.

Д. Б. Боровский, «Евгений Базаров. Иллюстрация к роману
Д. Б. Боровский, «Евгений Базаров. Иллюстрация к роману „Отцы и дети“»
Фото: Источник

Сопоставим два ключевых тургеневских типа. Если рассматривать силу страданий героев, то, конечно, раны Гамлета намного глубже, ведь наносятся они острым кинжалом собственного сознания, самоанализа, нежели боль от избиений пастухами или мельницами в приключениях Дон Кихота. И восприятие читателями совершенно разное: «рыцарь печального образа», нищий старый человек, без всякой на то причины готов жертвовать собой ради благополучия всего мира. Он смешон и комичен, это один из немногих персонажей, над которыми можно вдоволь посмеяться. Что не скажешь о сыне короля: Гамлет богат, титулован, обитает в собственных раздумьях, его образ совершенно не вызывает улыбку.

Так мы еще раз убеждаемся в том, что это два диаметрально противоположных героя.

Эжен Делакруа, «Смерть Гамлета», 1843 г.
Эжен Делакруа, «Смерть Гамлета», 1843 г.
Фото: artchive.ru

Единственная, на мой взгляд, схожесть Гамлета и Дон Кихота — в том, что смерть их трагична и печальна. Герой Шекспира утихает смиренно, и даже при смерти остается скептиком. «Остальное… молчание». Однако рыцарь Сервантеса уходит не былым мечтателем, не Дон Кихотом, а простым и «добрым» Алонсо Кихано. Он понимает, что все приключения прошли, а книги прочитаны.

По мысли И. С. Тургенева, два ключевых типа героев — это мыслящие Гамлеты, бесполезные обществу и осужденные за бездейственность, и инфантильные Дон Кихоты, полезные миру своим бесстрашием и безумной жертвенностью. В них много недостатков, а соединив их в единый образ, получается еще более противоречивая, двойственная и демоническая натура.

Статья опубликована в выпуске 29.04.2020
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Лично я считаю Базарова Доном Кихотом. Его отчаянное желание поспорить, похвастаться своим особым мнением, по-моему, сильнее скептицизма, который подсказал бы иное занятие на свободное время. Война с ветряными мельницами, с высказываниями, которые он считает глупыми (кстати, никто ведь не возьмется утверждать, что высказывания и убеждения это одно то же) увлекает его, превращается в некий подвиг. Гамлет бы нашел нерациональными подобные споры.

    Оценка статьи: 5