Уникален этот полк был тем, что в него до самого окончания войны вступали только представительницы прекрасного пола. Об отваге и героизме советских летчиц, подвигах, совершенных ими во время Великой Отечественной войны, до сих пор помнят благодарные потомки.
«Ночные ведьмы» — это прозвище 46-й полк получил не случайно. Все дело было в специфическом свисте, который исходил от деревянных бипланов. Он был подобен звуку, издаваемому помелом. Этот свист был единственным знаком, говорящим о приближении самолета к вражеской позиции.
Создать женский формат авиационного полка было новаторской идеей. Предложение исходило от Марины Расковой. Первая женщина-пилот прославилась проявленным героизмом в небе.
Позднее ей стали приходить телеграммы со всех уголков страны от женщин с просьбами вступить в полк. Писавшие пережили потерю мужей, детей, родителей. Им хотелось мстить врагу за боль утраты.
День 8 октября 1941 года ознаменовался официальным подтверждением создания женского авиационного полка. 27 мая 1942 года в рядах «ночных ведьм» насчитывалось 115 членов, девушек 17−22 лет. Первый раз они вылетели на боевое задание 12 июня. Так СССР стал первой державой, в которой представительницы слабого пола наравне с мужчинами давали бой врагу.
Командовать полком стала Евдокия Бершанская. За плечами опытной летчицы был десятилетний стаж. Под ее началом девушки-пилоты вступали в сражения с врагом до последних дней войны.
Изнуряющие тренировки усугублялись пренебрежением командования к девушкам-летчицам. Военному руководству было свойственно полагать, что из представительницы слабого пола не выйдет хороший солдат. Женщине на передовой не место, считали командиры, убежденные в том, что война — дело мужчин.
Первой операцией, в которой участвовали молодые летчицы, стал прорыв обороны фашистских войск, представляющих так называемую «Голубую линию». События происходили рядом с Новороссийском. Когда был освобожден Таманский полуостров, у полка появилось еще одно название. Его окрестили Таманским. Операция унесла жизни 11 летчиц.
Техническое оснащение полка оставляло желать лучшего. Девушки, прозванные «ночными ведьмами», были вынуждены совершать полеты на стареньких бипланах У-2, используемых ранее для учений.
Фанерному самолету, малопригодному для боевых условий, было не под силу обеспечить девушке защиту от пуль врага. Совершая ночной полет, летчица подвергалась воздействию холода и сильного ветра.
Самолет предназначался для перевозки двух снарядов. Для нанесения войскам противника максимального ущерба в бой ночью вылетало 8−18 бипланов. Бомбы отличались большим весом. Это обстоятельство вынуждало «ночных ведьм» летать низко. Полеты на малых высотах делали молодых летчиц уязвимыми. Чтобы избежать участи легкой мишени, они были вынуждены летать по ночам.
Противнику отважные советские девушки внушали страх. Нацисты с ненавистью отзывались о летчицах. Немецкому солдату полагалась почетная награда, если он собьет «ночную ведьму». Командование его награждало медалью — Железным Крестом.
Трагическим моментом для полка стал ночной вылет в августе 1943 года. Немцами была сформирована спецгруппа, целью которой было уничтожение «ночных ведьм». Ее составляли опытные истребители. Их удар был неожиданным для советских летчиц.
Последнюю операцию Таманский полк выполнил майской ночью 1945 года. Боевые действия происходили рядом с Берлином.
Отважными девушками, летавшими на стареньких фанерных бипланах, было совершено больше 23000 боевых вылетов, в ходе которых противник пострадал от 3000 тонн сброшенных бомб и 26000 зажигательных снарядов. Высокого звания Героя СССР удостоились 23 «ночные ведьмы». Они доказали высокую эффективность участия женщин в боевых действиях.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...