Мастер

Кто такая Баба-Яга?

Как это кто? Такая злобная и вредная (хотя и не всегда злобная, а иногда не такая уж и вредная) бабулька из сказок, это даже дети знают. Очевидный, казалось бы, ответ. Впрочем, у многих, наверное, возникают вопросы относительно этого образа, фигурирующего во множестве фольклорных произведений.

В. М. Васнецов, «Баба-яга», 1917 г. Фото: artchive.ru

История образа

Само имя этой странной лесной жительницы исследователи трактуют по-разному. Попытки перевода с разных славянских диалектов дают довольно разнообразные результаты: ведьма, лесная баба и ещё множество аналогичных результатов. Некоторые филологи сближают этимологию прозвища с понятием ужаса, жути, а также обозначением змей и гадов.

Неоднозначен и образ лесной обитательницы. Во многих волшебных сказках эта злая волшебница, проживающая на окраине леса в зловещего вида избе, заманивает к себе случайных прохожих с целью их зажарить.

Однако в целом ряде историй Баба-Яга помогает заблудившимся в лесу персонажам, указывая верную дорогу. Попавших к ней в дом путников, вместо того чтобы зажарить и съесть, отпускает, предварительно накормив, напоив и попарив в бане, а зачастую ещё снабдив подходящими к случаю советами и напутствиями. С чем связана такая двойственность натуры и непоследовательность поведения, фольклор не поясняет.

Однако многие сказания упоминают, что договориться с хозяйкой леса можно, но предварительно задобрив.

Связывают образ Бабы-Яги и с мифами о потустороннем мире, который нередко обозначается в фольклоре как Тридевятое Царство. В этих случаях Баба-Яга — проводник между этим миром и загробным царством.

И. Я. Билибин, «Баба Яга. Иллюстрация к сказке
И. Я. Билибин, «Баба Яга. Иллюстрация к сказке „Василиса Прекрасная“», 1900 г.
Фото: artchive.ru

С этим связаны и ритуалы, которые она традиционно проводит с гостями — персонажами народных сказок и легенд. При внимательном изучении сказок про Бабу-Ягу можно реконструировать и трактовать эти ритуалы как необходимые для перехода в другой мир — баня, обед.

Аналогии в мифологии

Интересно, что образ мудрой волшебницы, пугающий, но не являющийся всегда строго отрицательным, имеется и в культурах других этносов. Сюда можно причислить и немецкую фрау Холле — мать ветров, и госпожу Метелицу, и шведскую лесную хозяйку, и других духов и сказочных персонажей.

Имеются в разных культурах и упоминания о тех словах и ритуалах, которые проделывает Баба-Яга или сходных с ними. В частности, помещение детей в печь на лопате ассоциируется с актом инициации, в ходе которого, пройдя через огонь печи, ребенок считается рождённым в новом, взрослом, качестве.

Противоречивый образ Бабы-Яги историки и филологи изучают до сих пор, но вопросов меньше не становится. Кто она такая? Хозяйка леса? Злая колдунья? Мудрая советчица? Проводник в царство мертвых?

Н. К. Рерих, «Изба смерти», 1905 г.
Н. К. Рерих, «Изба смерти», 1905 г.
Фото: ru.wikipedia.org

В разных культурах по-разному. Но очевидно, что в большинстве случаев её поведение зависит от первоначального намерения встреченного персонажа. Этот нюанс вносит в сказания о Бабе-Яге элемент поучительности. Такой сказочный персонаж действительно способен научить доброжелательности, ведь доброму человеку и Бабы-Яги можно не бояться.

Статья опубликована в выпуске 26.06.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • По моему, Баба Яга только в русских сказках есть.
    Когда сын был маленьким, я ему читала много сказок, в том числе сказки народов мира. Нигде такого персонажа мы не встретили.
    Там всякие духи, джинны...
    А вот такое смешение добра и зла в одном персонаже - это только для русских сказок характерно, наверное.

    Оценка статьи: 5