Прошло время, и писатели-фантасты начали писать не просто романы о будущем, но связывать их в единое целое.
Первым всемирно известным создателем миров был Айзек Азимов. Хотя в самом начале его творчества казалось, что романы о роботах — это одно, а космические саги — другое, книги, написанные много после, отлично увязали почти все произведения Азимова в единое целое — мир очень далекого будущего, придуманный автором.
Энн Маккефри начала писать в 1950-е годы, когда создание миров писателями-фантастами уже состоялось. В 1967 году она начала создавать мир Перна и его драконов. Началась эта серия как фэнтези: в некоем мире живут люди и драконы, причем драконы — не то чтобы «ручные животные». Они вовсе не животные и в чем-то даже превосходят людей, но они приняли партнерство людей и в романе выступают как товарищи. Шло время, автор писала все новые книги про мир Перна — и этот мир постепенно менялся.
Фантастический мир в котором живут драконы и люди, оказался полностью результатом работы специалистов-генетиков, которые из местных летучих ящериц посредством генетических манипуляций сумели создать огромных и разумных созданий, по разуму очень близких к человеку. Да и жители планеты оказались не аборигенами, а землянами, прилетевшими на космическом корабле для колонизации планеты, некогда найденной кораблем земной космической разведки.
Роман за романом создавался отличный и непротиворечивый, но совсем не фэнтезийный мир. Шаг за шагом, из романа в роман происходит научное объяснение тех событий, которые вначале кажутся фантазийными. Просто наука в том мире будущего намного более развита, чем у нас.
- Сначала были написаны «Полёт дракона», «Странствия дракона», «Белый дракон».
- Затем — романы об истории Перна: «Морита — повелительница драконов», «История Нерилки».
- Потом — серия про арфистку Менолли: «Песни Перна», «Певица Перна», «Барабаны Перна».
- Затем романы «Заря драконов», «Отщепенцы Перна» и «Все Вейры Перна».
Всего автор цикла написала про Перн 15 романов и множество новелл, часть из которых потом вошла в книги серии. Еще 8 романов про Перн написал Тодд Маккефри.
За серию романов о Перне Энн Маккефри была награждена многими наградами: Хьюго, Небьюла, Скайларк, Гэндальф, Балрог, EuroCon и British Fantasy Award.
Помимо мира Перна, Энн Маккефри в сериях своих книг создала еще несколько различных миров будущего.
Мне особенно понравился мир, развивавшийся в сторону экстрасенсорики. Серия книг называется «Башня и рой». Этот мир отстоит от нас всего на несколько веков. Просто в нем в конце XX — начале XXI века, с одной стороны, ученые нашли смысл в способностях экстрасенсов, а с другой стороны — смычка ученых и экстрасенсов позволила многократно (при помощи различных приборов) усиливать способности экстрасенсов, которых стали называть Талантами (именно с большой буквы).
Таланты, обладающие способностями к телепортации, подпитывая свои способности от специальных механизмов, сделали возможной колонизацию близких к Земле планет, которые оказались пригодны для жизни. К моменту начала первого романа уже много лет существует «Союз 9 планет». В цикле 5 романов, но, к сожалению, на русский переведены только первые два — «Ровена» и «Дэймия».
Очень интересно описание мира, основой транспортной системы которого являются телепортаторы и телекинетики. Тяжелые болезни или травмы лечат Таланты-лекари. А безопасность на планетах контролируется Талантами-телепатами и Талантами-предсказателями.
Очень интересна серия книг «Космические пираты (Планета пиратов)», в которой будущее рассматривается с очень необычного ракурса.
И в самом деле, если есть возможность летать между звездами, то найдутся люди, желающие жить разбоем, ведь это намного проще, чем работать. Тем более, если будет изобретено еще и мощное оружие. И до, и после Энн Маккефри разные писатели («Док» Смит, Андре Норотон и другие) описывали, как космические пираты могли бы организовать свои базы, чтобы безбоязненно грабить «непиратов», и как можно обеспечить покорность рабов в технологически очень развитом обществе.
В серии три романа: «Сассинак» (1990), «Смерть по имени сон» (1990), «Поколение воинов» (1991).
Главная героиня, девушка по имени Сассинак, попадает в рабство к космическим пиратам. Оказывается, очень просто, получая сверхприбыли за счет грабежа, и содержать мощную армию, и иметь множество баз на разных безлюдных планетах, и даже завести себе армию рабов, усмиряемых посредством различных технологических изобретений. При этом огромные деньги, зарабатываемые грабежом, позволяют иметь мощную неофициальную поддержку среди властей, а также плотную сеть осведомителей в «обычном» мире.
Все, как было во времена флибустьерской вольницы на Карибах, во времена Дрейка и Моргана — только в масштабах Галактики, где вместо островов — планеты, вместо галеонов — рейсовые лайнеры, а вместо богатых испанских портов в Америке — колонизированные людьми планеты. При этом все очень достоверно, все так и может случиться в далеком будущем, когда звезды для людей станут как пылинки…
В цикле «Планета Сурс» встает вопрос о границах и возможностях разума. Ибо в этом цикле разумна целая планета. С одной стороны, тут видно сильное влияние идеи Соляриса Станислава Лема, а с другой стороны, мир Сурса оригинален, в цикле рассматриваются совершенно другие проблемы разумности. В цикле три книги: «Майор запаса» (1993), «Планета под следствием» (1994), «Ловушка для пиратов» (1995).
Цивилизация этого цикла является собственностью нескольких сверхбогачей, владельцев огромных межзвездных корпораций. Обычные люди — для них просто пешки в руках, а игра идет и между «своими», и с природой. При этом игроков этой игры между звездами за владение новыми системами звезд и планет судьба пешек волнует очень мало. Ну, погибла экспедиция, жаль, пошлем туда другую. Ну, покалечены люди — спишем, пошлем на пенсию, пусть спокойно доживут, сколько там им осталось.
Цикл «Акорна» выстроен вокруг еще одной интересной Вселенной, в мире которой, кроме людей, есть и другие разумные и могущественные расы. К одной из них принадлежит и Акорна, представительница некоей могущественной и древней цивилизации, которая случайно не погибла в огромном космосе, а попала к людям.
В цикле 7 книг: «Наследница единорогов» (1997), «Поиски Акорны» (1998), «Народ Акорны» (июль 1999), «Мир Акорны» (2000), «Миссия Акорны» (2001), «Мятежники Акорны» (2003), «Триумф Акорны» (2004).
Кроме этого автором написаны серии: «Сага о живых кораблях», «Ирета», «Певцы кристаллов», «The Coelura», «Таланты», «Корабельные коты», «Свобода», «Дьюна».
Как жаль, что далеко не все фантастические рассказы Энн Маккефри переведены на русский и далеко не все в России доступны обычному читателю.
Очень интересно. Я получила настоящее удовольствие от Вашей статьи. Спасибо.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Очень интересно было прочитать про женщину-фантаста, их не так много в литературе, я не имею в виду фэнтэзи, а именно научную фантастику. Если не считать первооткрывательницы жанра и создателя Франкенштейна Мэри Шелли, мне известны только Конни Уиллис (Неразведанная территория), Маргарет Этвуд (Рассказ Служанки) и необычная Октавия Батлер, единственная чернокожая писательница, работающая в жанре научной фантастики. Мне очень понравился ее цикл «Patternist series», в частности Клэев ковчег (Clay's Ark) и Хозяин матрицы (Patternmaster).
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Наталия Нечухаева, у меня сейчас в работе статья про создателя "Колдовского мира" Андрэ Нортон(тоже женщина).
Сейчас у нас полным-полно самиздатовской фантастики/фэнтези, есть отличные авторы и мужчины и женщины, но тут другое - просто народ изливает свои фантазии и получается неплохо - но оригинальности тут маловато.
0 Ответить
Игорь Вадимов, чаще всего женщины пишут все-таки в жанре фэнтэзи. ИМХО
Оценка статьи: 5
0 Ответить