Жил да был мальчик по имени Кипарис, видимо, красавец, потому что он стал
любимцем
Бога, что лука струной и струной управляет кифары.
Он стал любимцем самого Аполлона, который хорошо управлялся и с луком, и с арфой.
Как знак привязанности к мальчику, подарил Аполлон ему оленя:
Ростом огромный олень; широко разветвляясь рогами,
Голову сам он себе глубокой окутывал тенью.
Златом сияли рога. К плечам опускалось, свисая
С шеи точеной его, ожерелье камней самоцветных.
А надо лбом его шар колебался серебряный, тонким
Был он привязан ремнем.
Одно слово — красавец. К тому же, он был совершенно домашним. Кипарису олень был товарищем в его забавах: вместе ходили на луга, на водопой:
То оплетал ты цветами рога у животного или,
Всадником на спину сев, туда и сюда направляя
Нежные зверя уста пурпурной уздой, забавлялся.
Но однажды случилось несчастье. Они оба отдыхали в тени деревьев во время жаркого полудня. И вдруг Кипарис послал стрелу в сторону оленя: ему показалось, что какой-то дикий зверь подкрался к ним незаметно. Стрела нанесла оленю смертельную рану:
Неосторожно в тот миг Кипарис проколол его острым
Дротом; и видя, что тот умирает от раны жестокой,
Сам умереть порешил.
Как ни старался Аполлон, он не смог утешить несчастного.
Мастерская Яна Брейгеля Младшего, Аполлон утешает Кипариса, 66×93 см, частная коллекция
Мастерская Яна Брейгеля Младшего, Аполлон утешает Кипариса, фрагмент «Олень, пронзенный стрелой»
Кипарис просит у богов последний дар:
И в дар он последний
Молит у Вышних — чтоб мог проплакать он целую вечность.
Все его жизненные силы ушли вместе со слезами, он начал превращаться в дерево:
Волосы, вкруг белоснежного лба ниспадавшие прежде,
Начали прямо торчать и, сделавшись жесткими, стали
В звездное небо смотреть своею вершиною тонкой.
Нет больше прекрасного мальчика, есть стройное дерево:
И застонал опечаленный бог. «Ты, оплаканный нами,
Будешь оплакивать всех и пребудешь с печальными!» — молвил.
Автор этого рисунка Nicolò degli Agostini (Николо из Агостини) в 1522 году соединил два мифа: о Ганимеде и о Кипарисе. Слева — похищение Ганимеда: орел (Зевс) держит в когтях Ганимеда; в центре — пронзенный копьем Кипариса олень, два дерева с человечьими головами на вершинах — два кипариса, справа с луком — Кипарис.
С тех пор ветки кипариса стали знаками траура: их прикрепляли к портретам умерших, клали на могилы, а дерево высаживали на кладбищах.
Мифы - особый уровень восприятия мира. Это не "сказка" для неразвитых, не знающих прогресса и не обладающих научным знанием. И в "развитом" веке миф остается особым подходом к интерпретации опыта.
Оценка статьи: 5
0 Ответить