• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Кипарис. Как мальчик превратился в дерево?

Насколько сильными могут быть любовные пристрастия? У кого-то любовная лихорадка проходит быстро и без заметных последствий. Даже безрассудно влюбленный временами меняет предмет своей страсти и с такой же страстностью отдает свои чувства новому объекту. Но бывают случаи, когда влюбленный, потеряв предмет своей любви, расстается с жизнью. Такую историю рассказал Овидий в десятой книге «Метаморфоз».

Кипарис Фото: 12019, pixabay.com

Жил да был мальчик по имени Кипарис, видимо, красавец, потому что он стал

любимцем
Бога, что лука струной и струной управляет кифары.

Он стал любимцем самого Аполлона, который хорошо управлялся и с луком, и с арфой.

А. А. Иванов, «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», 1834 г.
А. А. Иванов, «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», 1834 г.
Фото: Общественное достояние

Как знак привязанности к мальчику, подарил Аполлон ему оленя:

Ростом огромный олень; широко разветвляясь рогами,
Голову сам он себе глубокой окутывал тенью.
Златом сияли рога. К плечам опускалось, свисая
С шеи точеной его, ожерелье камней самоцветных.
А надо лбом его шар колебался серебряный, тонким
Был он привязан ремнем.

Одно слово — красавец. К тому же, он был совершенно домашним. Кипарису олень был товарищем в его забавах: вместе ходили на луга, на водопой:

То оплетал ты цветами рога у животного или,
Всадником на спину сев, туда и сюда направляя
Нежные зверя уста пурпурной уздой, забавлялся.

Но однажды случилось несчастье. Они оба отдыхали в тени деревьев во время жаркого полудня. И вдруг Кипарис послал стрелу в сторону оленя: ему показалось, что какой-то дикий зверь подкрался к ним незаметно. Стрела нанесла оленю смертельную рану:

Неосторожно в тот миг Кипарис проколол его острым
Дротом; и видя, что тот умирает от раны жестокой,
Сам умереть порешил.

Как ни старался Аполлон, он не смог утешить несчастного.

Мастерская Яна Брейгеля Младшего, «Аполлон утешает Кипариса»
Мастерская Яна Брейгеля Младшего, «Аполлон утешает Кипариса»
Фото: Общественное достояние

Мастерская Яна Брейгеля Младшего, Аполлон утешает Кипариса, 66×93 см, частная коллекция

Мастерская Яна Брейгеля Младшего, «Аполлон утешает Кипариса» фрагмент «Олень, пронзенный стрелой»
Мастерская Яна Брейгеля Младшего, «Аполлон утешает Кипариса» фрагмент «Олень, пронзенный стрелой»
Фото: Общественное достояние

Мастерская Яна Брейгеля Младшего, Аполлон утешает Кипариса, фрагмент «Олень, пронзенный стрелой»

Кипарис просит у богов последний дар:

И в дар он последний
Молит у Вышних — чтоб мог проплакать он целую вечность.

Все его жизненные силы ушли вместе со слезами, он начал превращаться в дерево:

Волосы, вкруг белоснежного лба ниспадавшие прежде,
Начали прямо торчать и, сделавшись жесткими, стали
В звездное небо смотреть своею вершиною тонкой.

Нет больше прекрасного мальчика, есть стройное дерево:

И застонал опечаленный бог. «Ты, оплаканный нами,
Будешь оплакивать всех и пребудешь с печальными!» — молвил.

Николо из Агостини, иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия, «Зевс, Ганимед, Аполлон, Кипарис», 1522 г.
Николо из Агостини, иллюстрация к «Метаморфозам» Овидия, «Зевс, Ганимед, Аполлон, Кипарис», 1522 г.
Фото: Общественное достояние

Автор этого рисунка Nicolò degli Agostini (Николо из Агостини) в 1522 году соединил два мифа: о Ганимеде и о Кипарисе. Слева — похищение Ганимеда: орел (Зевс) держит в когтях Ганимеда; в центре — пронзенный копьем Кипариса олень, два дерева с человечьими головами на вершинах — два кипариса, справа с луком — Кипарис.

С тех пор ветки кипариса стали знаками траура: их прикрепляли к портретам умерших, клали на могилы, а дерево высаживали на кладбищах.

Статья опубликована в выпуске 24.10.2020
Обновлено 16.09.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: