• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

В чем особенность старооскольской глиняной игрушки?

Когда ему будет приятно, я буду чувствовать, что мне тоже приятно.
Рубик (Рубен Вартанович) Хачикян, водитель грузовика. Фильм «Мимино»

Когда в детстве, со слезами и превеликим трудом выклянчив у деда или бабули уже отжившие свой век фуфайку или подбитый ватой жакет, вприпрыжку от переполнявшей меня радости, тащил их к телеге приезжавших в село старьевщиков, даже не представлял, что предлагаемые ими на обмен глиняные свистульки (птички или баранчики) представляют какую-то художественную ценность.

Поэтому значительно чаще дополнением к нескольким рыболовным крючкам разных номеров просил пластиковую свистульку, во внутрь которой надо было залить немного воды. И тогда она не свистела… Пела! С переливами, выдавая разные коленца. Чистый соловей!

А глиняные птички и баранчики, как правило, так и оставались у старьевщиков…

Было у меня немного времени, я и зашел в Мурманский областной художественный музей
Было у меня немного времени, я и зашел в Мурманский областной художественный музей
Фото: Константин Кучер, личный архив

Так бы, наверное, и пребывал в неведении по поводу ценности тех птичек и баранчиков из моего, уже такого далекого детства, если бы как-то не попал в Мурманск. Вот там было у меня немного времени, я и зашел в областной художественный музей.

И уже на первом этаже, в той части экспозиции, что посвящена декоративно-прикладному искусству — росписи по дереву, кружевоплетению и плетению из бересты, резьбе по дереву или кости. Вот там… Стоят и глиняные игрушки. Такими небольшими группками. И возле каждой — табличка с пояснительной надписью. «Филимоновская игрушка». «Игрушка Коми». И вдруг… А это что такое?! «Старооскольская (!) игрушка». И за табличкой — знакомые с детства свистульки. Птички. Баранчики.

«Филимоновская игрушка». «Игрушка Коми». «Сомовская игрушка»
«Филимоновская игрушка», «Игрушка Коми», «Сомовская игрушка»
Фото: Константин Кучер, личный архив

Естественно, я и заинтересовался — что за чудо такое?! Стал подыскивать информацию.

И вдруг… А это что такое?!! «Старооскольская (!) игрушка»
И вдруг… А это что такое?!! «Старооскольская (!) игрушка»
Фото: Константин Кучер, личный архив

Оказалось, что благодаря археологическим находкам специалисты датируют время начала изготовления старооскольской глиняной игрушки… XV веком! Вот такой парадокс. Старого Оскола ещё не было… Только в 1593 году на южных рубежах Русского государства была заложена застава, получившая своё имя по топониму реки, на берегах которой она встала — Оскол. И лишь спустя чуть более полувека, после переименования города Царев Алексеев в Новый Оскол, она стала носить свое нынешнее название — Старый Оскол.

Вот так. Города ещё не было, а игрушка уже появилась. Правда, пластика старооскольской глиняной игрушки XV века — коников, уточек — мало чем отличается по своей форме от игрушек многих других местностей европейской части России, в которых в то время было развито гончарное ремесло и, помимо прочего, изготавливались игрушки.

Но уже в следующем, XVI веке, старооскольская игрушка меняется, приобретает определенное своеобразие. Скорее всего, на это повлияли свойства глины, которая использовалась при изготовлении игрушек. Хотя в окрестностях Старого Оскола есть разная материальная основа для гончарного производства — как широко распространенная и в иных местах красножгущаяся, так и довольно необычная беложгущаяся глина. А в ряде случаев (при производстве труб, дымоходов, грузил для рыбацких сетей и иных, не самых распространенных изделий) использовалась и глина, дающая при обжиге черный черепок. Но на производство игрушек, в подавляющем большинстве случаев, шла белая глина, изделия из которой (если их сравнивать с изделиями из красной глины) — более хрупкие. В результате поначалу традиционные «лебяжьи» шеи старооскольских коников стали значительно короче. Уточка же со временем трансформировалась в птичку.

Появляются новые игрушки: баба в кокошнике с кувшином-свистком; барашек с длинными закрученными рогами. В конце XVI в. среди старооскольских игрушек уже можно обнаружить фигурки коровы и быка. Коника, как такового, гончары практически не делают, ему на смену приходит безногий всадник в фуражке или треуголке, ухватившийся руками за его шею.

На смену безногому всаднику приходит казак с ногами
На смену безногому всаднику приходит казак с ногами
Фото: Олег Пономарев, личный архив (с согласия автора снимка)

Ещё позже, в конце XIX-начале XX вв., на историческую сцену выходят новые староскольские игрушки: как звери и птицы — медведь с кувшином-свистком, курочка, олень, лисичка, так и человеческие образы — «Барыня» в муфточке и шляпке. На смену безногому всаднику приходит казак с ногами.

«Барыня» в шляпке. За три яйца в её корзинке можно было купить казака на конике и свистульку-птичку
«Барыня» в шляпке. За три яйца в её корзинке можно было купить казака на конике и свистульку-птичку
Фото: Константин Кучер, личный архив

Поначалу, в XV—XVIII вв., старооскольская игрушка после обжига расписывалась одной-единственной краской — охрой, которую получали путём пережога конкреций минералов лимонита и марказита. В окрестностях Старого Оскола эти минералы достаточно легко найти по склонам и на дне многочисленных оврагов, поскольку сам город расположен в районе Курской магнитной аномалии. Роспись того периода была довольно примитивной: прямые и волнистые линии, уголки, веточки. Частенько правую и левую сторону игрушек расписывали по-разному.

С конца XIX в., когда после отмены крепостного права началось бурное развитие товарно-денежных отношений и заказчикам понадобилась яркая броская игрушка, их начали украшать разными красками. Самыми распространенными из них стали разведённые на молоке либо клейстере сажа из печи, аптечная зелёнка, химический карандаш. Значительно реже те мастерицы, что побогаче, покупали, по воспоминаниям старых гончаров, «у китайца на рынке» красную или малиновую анилиновые краски.

Когда заказчикам понадобилась яркая броская игрушка, её начали украшать разными красками. Посадская сценка
Когда заказчикам понадобилась яркая броская игрушка, её начали украшать разными красками. Посадская сценка
Фото: Константин Кучер, личный архив

Как самостоятельный народный промысел старооскольскую игрушку, благодаря настойчивости московского искусствоведа и коллекционера М. А. Никитина, выделили относительно недавно — в 1985 году. Причем отнесли её к довольно редкому типу глиняной игрушки — посадскому. Посад — это поселение у городских стен. Уже не деревня, но ещё и не город. Вот и посадская игрушка — что-то среднее между городской и крестьянской, переходный тип от второй к первой. В ней нет яркости и тщательности отделки городской глиняной игрушки, но и не найти примитивной пластики и относительно грубой раскраски крестьянской.

Но это всё — теория. А она, как когда-то сказал товарищ Гёте в своем бессмертном «Фаусте»: «Суха, мой друг, теория везде,/ А древо жизни пышно зеленеет». Нет, не скажу, что старооскольский гончарный промысел зеленеет так уж пышно. Но, несмотря на все трудности, он жив, благодаря усилиям многих энтузиастов и просто патриотов… Не квасных, истинных патриотов и любителей своего края.

А потому… Пожелаем им удачи. Пусть вместе с ними живет и развивается в Старом Осколе этот древний промысел, который со временем трансформировался в народно-прикладное искусство. Которое даже по музеям… Не стыдно!

Конечно, наши малогабаритные квартиры — не музеи, но если вдруг… Мало ли, занесет вас нелегкая (или легкая) в Старый Оскол… Так не поленитесь, остановите какого встречного-поперечного и спросите его: «Слышь, земляк, а где тут у вас?..»

Не скажу, что будет вам счастье. Но добрую память о тех прекрасных местах вы увезете с собой. Да и мастеру-гончару будет приятно. А когда ему будет приятно… Как говорил Фрунзик Мкртчян в фильме «Мимино», «и мне будет приятно»… Значит, всё-таки не зря я об этой старооскольской посадской глиняной игрушке рассказал.

Статья опубликована в выпуске 24.10.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: