• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Златка Иванченко Грандмастер

Какие фильмы были запрещены к показу подросткам в СССР?

В советские времена власть заботилась о нравственном воспитании подростков. Именно поэтому на многие фильмы пускали только взрослых.

Кадр из к/ф «В джазе только девушки», 1959 г. Фото: kinopoisk.ru

Строгой советской цензурой браковались из-за незначительных эпизодов шедевры мирового кино. Их причисляли к категории «фильмы для взрослых». Под горячую руку цензоров того времени попали фильмы, среди которых можно видеть следующие…

«В джазе только девушки»

Романтическая голливудская комедия нравится многим поколениям киноманов. Кинолента 60-х годов прошлого века не утратила своей популярности и в наши дни.

Историю о двух беглых музыкантах, переодевшихся в женский наряд, советская цензура посчитала аморальной. Это была одна из причин запрета показа фильма детской аудитории.

Среди других причин можно выделить и то, что в кадре много раз появлялась полуобнаженная Мэрилин Монро (исполнительница одной из главных ролей). Также в фильме звучало много не очень приличных шуток, герои киноленты употребляли алкоголь и курили.

Помимо вышеперечисленного, комедия показывала роскошную жизнь «загнивающего» западного общества, на которую не должен был смотреть советский подросток.

«Игра в четыре руки»

Эта французско-итальянская кинолента также не угодила советским цензорам. Главную роль в фильме исполнил Жан-Поль Бельмондо. Увидеть подрастающему поколению страны Советов данный фильм так и не удалось из-за аморального сюжета.

Кадр из к/ф «Игра в четыре руки», 1980 г.
Кадр из к/ф «Игра в четыре руки», 1980 г.
Фото: kinopoisk.ru

Эта комедия об аферисте Дюпре, выманивающем деньги у обеспеченных вдов, не могла научить советскую молодежь ничему хорошему. Также фильм содержал сцены насилия и показывал роскошную западную жизнь. Поэтому киноленту показывали только взрослой публике.

«Тутси»

В 1980 году взрослому советскому зрителю показали на экранах кинотеатров американскую кинокомедию «Тутси» (в прокат у нас она вышла под названием «Милашка»). Это история про актера Майкла Дорси, который имел склочный и неуживчивый характер. В итоге главный герой пострадал от своей лживости.

Невзирая на поучительный сюжет, цензура СССР не допустила к просмотру детей до 16 лет. Причина — сцены переодевания мужчины в женщину. Этот смелый образ вышел за рамки, дозволенные советской идеологией.

Кадр из к/ф «Тутси», 1982 г.
Кадр из к/ф «Тутси», 1982 г.
Фото: kinopoisk.ru

«Высокий блондин в черном ботинке»

Популярная французская кинокомедия с Пьером Ришаром стала доступна для просмотра советским людям в 1974 году. История о рассеянном скрипаче Франсуа полюбилась нашему телезрителю.

Однако в стране Советов на данный шедевр мирового кинематографа не пускали школьников. Причиной этого стал неприлично глубокий вырез на черном платье Кристин, который оголял не только спину актрисы, но даже часть ягодиц.

Кадр из к/ф «Высокий блондин в черном ботинке», 1972 г.
Кадр из к/ф «Высокий блондин в черном ботинке», 1972 г.
Фото: kinopoisk.ru

На взгляд советских цензоров, аморальности комедии добавило и свободное отношение киногероев к интимной близости.

«Анжелика»

Экранизацию знаменитого романа Анн и Сержа Голон запретили в СССР показывать детям. На это у цензоров того времени было много причин:

  • откровенные сцены в постели с прекрасной маркизой;
  • обнаженная Мишель Мерсье, появляющаяся неоднократно в разных эпизодах;
  • частая смена главной героиней любовников.

Даже взрослому телезрителю фильм был показан в урезанной версии. Детям вход на просмотр киноленты был строжайше запрещен из-за вероятности пагубного воздействия сюжета на психику подростков.

Кадр из к/ф «Анжелика», 1964 г.
Кадр из к/ф «Анжелика», 1964 г.
Фото: kinopoisk.ru

«Мужчина и женщина»

Этой французской мелодраме, снятой в 1966 году, суждено было стать «кинолентой для взрослых». Фильм завоевал много наград, в том числе два Оскара. Однако советская цензура ограничила показ фильма для подростков.

Это история любви автогонщика и красавицы-вдовы. Горькие воспоминания сблизили киногероев. «Мужчина и женщина» — шедевр мирового кино с глубоким философским смыслом, понять который, по мнению советской цензуры, был способен только взрослый человек.

«Брак по-итальянски»

Популярная мелодрама, в главных ролях которой снялись Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Этот итальяно-французский фильм получил в 1965 году премию «Золотой глобус».

Действия в киноленте происходят в Италии в 1940—1960-х годах. История рассказывает о семнадцатилетней проститутке Филумене и состоятельном молодом мужчине Доменико Сориано. Герои познакомились в 1943 году во время бомбежки. Впоследствии судьба их снова сведет по окончанию войны.

Доменико периодически видится с девушкой, снимает ей жилье. Затем Филумена переезжает к нему и ухаживает за больной матерью главного героя. Чтобы заставить Доменико жениться на себе, девушка притворяется тяжелобольной. Однако узнав правду, мужчина выгоняет свою новоиспеченную жену из дома. В скором времени он понимает, что не может жить без Филумены, и пара вновь воссоединяется.

Советской молодежи из-за «аморального сюжета» был недоступен для просмотра этот шедевр мировой классики.

Кадр из к/ф «Брак по-итальянски», 1964 г.
Кадр из к/ф «Брак по-итальянски», 1964 г.
Фото: kinopoisk.ru

В СССР молодежь не пускали на многие фильмы. Строгая советская цензура тщательно отслеживала, чтобы подрастающее поколение росло только на идейных фильмах, которые могли научить подростков необходимым для советского человека качествам.

Статья опубликована в выпуске 17.11.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Владимир Голубков Владимир Голубков Грандмастер 17 ноября 2020 в 11:12 отредактирован 17 ноября 2020 в 11:24 Сообщить модератору

    Сказал ведь Основоположник:
    «Из всех видов искусств для нас важнейшими являются кино и цирк!»
    Кино-идеальный рычаг идеологического воздействия.
    Поэтому...
    Как бы чего не вышло!
    «Фантомас», кстати, тоже был «до 16», без всяких сцен переодевания, уж не говоря о советском «Каин 18-й» и прочих фильмах.
    Тема интересная, но в одной статье охватить все трудно, конечно.
    Мне по работе пришлось как-то в восьмидесятые годы общаться с директрисой кинотеатра «Россия». Она была членом Коллегии Госкино и в Минкульте тоже считались с ее мнением.
    Так вот после совместного просмотра фильма «Фавориты Луны» на Московском кинофестивале она сказала:
    «Хороший фильм, но его не пропустят, даже с возрастными ограничениями»
    Я говорю: «Почему?»
    Она: «А Вы разве не поняли?»
    Я : «Ну есть там сцена с минимальной «обнаженкой», ну вырежут...»
    Она : «Да , именно эта сцена!
    Но вы подумайте-как будут реагировать советские люди на эту сцену?
    Любовники встают утром, спускаются вниз и покупают в лавке без всякой очереди шикарное мясо!
    Жарят его и с удовольствием едят...
    Разве можно показывать такие сцены нашему народу?
    Что они подумают?...»

    Этим все было сказано...
    Я это надолго запомнил.

    Оценка статьи: 5

    • Олег Устинов Олег Устинов Дебютант 17 ноября 2020 в 12:25 отредактирован 17 ноября 2020 в 22:59 Сообщить модератору

      Владимир Голубков, Интересные мысли, хороший взляд. Думаю, мысли вслух.
      Нам, рождённым в 60-х годах прошлого столетия эта тема видится через иную призму.
      Я никогда не сожалею, что в то время была цензура, какие-то ограничения и запреты.
      Мы сильно не переживали по этому поводу. У нас было много дел других, более важных.
      Велосипед или мопед, магнитофон или проигрыватель, рыбалка и волейбол, фотографирование.
      Вспоминаю кружки и секции в школе, просто реально не хватало времени. Музыкальная школа и футбол.
      Всего не пенречесть. Подумайте, зачем мне на экране убийства и насилие? Я каждый день, как и все дети ждал очередную серию "Четыре танкиста и собака". В субботу "Кабачёк 13 стульев", КВН и т. д.
      Зачем порнуха на экране,если встречаешься с девушко, первая любовь, встречи, кино, проводы домой целования.
      А "Фантомас" мы и так смотрели, смотрели "Генералов песчаных карьер" и другое.
      Нас воспитывали в садике, в семье, в школе, в комсомоле ... Хорошее поколение.
      Мы жили значительно скромнее, но были дружны и счстливы.